Вновь выходят и выходят в свет
«Сорок сороков». Четыре цветных тома увесистого формата, в каждом их
которых – годы пота и крови этого могучего человека, сумевшего с помощью
слова реставрировать и возродить то, что не под силу было ни политикам,
ни архитекторам, ни церковным деятелям, ни строителям.
Мы были вместе, сходились и
расходились, решали творческие проблемы и, что называется, «делали
дела», ездили по свету, пересекая континенты и экватор, обменивались
находками, книгами и заветными материалами, выясняли отношения, мирились
и ссорились, подмигивали мимо проходящим красоткам и отстаивали
покаянные архиерейские обедни в православных храмах всех русских
конфессий на планете Земля. Его было порой слишком много, а в результате
оказалось так мало, что не хватает и поныне.
Если бы лет десять назад
кто-то сказал, что мне придется писать статью о Петре Паламарчуке в
прошедшем времени, я бы просто в это не поверил. Реальность гораздо
обостреннее, чем мы можем предполагать. Петра нет, и вроде бы ничего
трагического не произошло, процесс литературной жизни (если таковой
существовал и, тем более, существует ныне) проистекает сам по себе, с
его скучными, вовсе незамысловатыми и никому не интересными перипетиями.
Все также скрипят стулья и кресла под кабинетными секретарскими задами в
некоторых писательских союзах, все также перемывают кости друг другу
окопавшиеся в глубоком переделкинском тылу мрачные исписавшиеся фигуры
бывших монстров вечно печатного пера, как прежде вешаются кем-то на
чьи-то вогнутые морщинистые груди ордена и медали нового образца из
золота самой высокой пробы, и вручаются многочисленные, как грибы
растущие литературные премии всех имен, народов и валют. Все «как и
было». Да вот Петра нет… Не хватает как-то.
Вокруг него "крутилось" много разных людей. Люди православные принимали
участие в его многочисленных затеях. Творческие – черпали кое-какие идеи
и мысли, коих у него был запас немалый, тем более что делился он ими
легко и просто. Номенклатура от творчества также была рядом, неподалеку
– всегда было что позаимствовать или о чем доложить по инстанции. Он и
сам, что называется «крутился». Успевал и за письменным столом посидеть,
и в архивах покопаться, и по кабинетам пройтись, и к вечеру принять
столь необходимую ему небольшую дозу привычного русского расслабления.
Мне всегда казалось, что ума у него был такой избыток, что ему
приходилось бороться с переполнявшими его память мыслями, а единственным
средством этой ежесекундной борьбы было временное отключение этого
самого мозгового механизма. Ну какой же еще для этого можно избрать
метод, кроме самого простого и надежного. Состояние постоянного
внутреннего напряжения, названное классиком хрестоматийно – «горе от
ума» – было хорошо описано незабвенным Венечкой, нежно любимым Петром.
Но тот жил тихо, мирно и вдалеке от социальных реалий. Петру же было
суждено совсем другое.
Нет
смысла повторять в подробностях историю о том, что ныне становится
притчей. Мол, жил процветающий советский юноша, с отцом – Героем Союза,
дедом – маршалом, с обеспеченным настоящим и будущим, с открытыми
дверями в любую карьерную сторону советской действительности. И пошел он
прямиком в МИМО, в золотую молодежь, в тихий обеспеченный рай
дипломатического работника или юриста-международника. Уже и диссертация
была готова по планетарному ядерному праву. Но, вдруг…
Далее складывается
легенда-быль. Под папкой этой самой диссертации незаметно лежали стопки
бумаг, испещренные какими-то странными историями, именами, цифрами и
датами. Происходило нечто похожее на сказки о прозревших принцах или
обретших духовное перевоплощение пророках. Петр надолго исчезает из
дома, не сидит на месте, его встречают то тут, то там в полутемных
московских подворотнях разговаривающим с дряхлыми стариками и
чудаковатыми старухами. Его замечают выходящим из «исторички» в
сопровождении возбужденно беседующих с ним сотрудников. В доме
появляется большое количество библиотечных карточек, тщательно
упакованных в коробки в некоей определенной последовательности, а также
фотографии замшелых исторических полуразвалин, и все это никак не
связанно с полированным блеском его институтского благополучия.
Петр «ушел» в православие, в христианство, в историю России, в самую
глубину и сердце ее – в старую Москву. Народ ходил на работу за
зарплатой, а он – в храмы за новыми материалами для своего сверхпроекта.
Люди сидели за телевизорами, наблюдая концерты советской эстрады, а он
исписывал сотни страниц, воспроизводя на бумаге услышанную от кого-то
новую историю о той или иной церкви. Коллеги по писательскому цеху либо
испытывали метрополевский оргазм от удачного попадания в тщеславное
яблочко, либо зарывались в могильное почвенничество, оторванное от неба,
а потому еще более безбожное, чем откровенный материализм. А он в это
время заговорил на многослойном чудообильном державинском наречии,
подобрал ключи к разгадке метущегося гения Гоголя, да к тому же тайно
носил на себе невидимые вериги склонившегося под лучиной монаха Нестора,
ежедневно фиксируя реальные события в рукописи под названием «Новый
московский летописец». Он вдруг вспомнил о своих странных и разных
родных дедах: одном – маршале Кошевом, командующем западной группой
войск на оккупированных восточноевропейских территориях, другом –
однофамильном монашествующем епископе, живущем далеко, в эмиграции, и
похороненном на святом кладбище Джорданвильского монастыря в
североамериканском штате Нью-Йорк. Эти два истока породили его личность.
Он порывался создать жизнеописания их обоих. Но не успел. Видимо, это не
было главным. И другие его многочисленные труды, включая путеводитель по
Солженицину, были написаны словно так, походя, от избытка
наблюдательности и творческой энергии. Главным было другое. Слава Богу,
теперь об этом знают все. А ведь могло бы быть иначе…
«Сорок сороков» - главный труд его жизни и его послесмертия – теперь
выходит третьим изданием. Наверное, будет и четвертое, и пятое. У этого
труда уже есть свой путь и своя жизнь. Это, по завещанию автора – Петра
Паламарчука – теперь общая, коллективная летопись возрождения старых и
строительства новых храмов Москвы. Будет продолжаться православная
приходская жизнь – будут и «Сорок сороков», которые могут превратиться в
такое же количество томов.
Дотошность автора, подписавшегося в первом парижском издании у Струве
Семеном Звонаревым (это вольный перевод с украинского на русский фамилии
Паламарчук), и только в четвертом, последнем томе открывшего свое
настоящее имя, была поразительной. Петр был больше чем исследователь.
Тому хватило бы простых рукописей или документов. Ему же мало было
присовокупить к ним и рассказы очевидцев, и собственные
археолого-следственные изыскания непосредственно на местности, у каждого
отдельно взятого памятника. Помню поразительную историю в ленинградском
архиве ЦГИА, где мне, в бытность ученым секретарем Пушкинской комиссии
ИМЛИ, пришлось посидеть в архиве Державина. Работая над книгой о
Бортнянском, я с интересом брал в руки запыленные тома державинских
рукописей, где в описях встречал фамилии известных исследователей
XVIII
века, когда-то их заказывавших. Каково же было мое изумление, когда я на
описях почти всех томов архива встретил фамилию Паламарчука.
Юрист-международник, между прочим, опубликовал неизвестные главы из
«Рассуждений о лирической поэзии» великого поэта, приложив их к своей
книге «Един Державин». Внедрение Петра в музыкальную эстетику и театр
екатерининской эпохи для меня показались весьма неожиданными. Но это
лишь штрих к его портрету. Внедрение Паламарчука в каждую единицу
«сорока сороков» было еще более въедливым, напористым и доказательным.
Однажды мы пошли гулять по
северо-западу Москвы, прихватив с собой друзей из французского
посольства. Район Серебряного бора, где у посольства есть своя дача и
где мы отведали тогда еще невозможного в СССР прекрасного французского
вина, был местом моих студенческих краеведческих пристрастий. А потому я
с гордостью проводил экскурсию между двух Троицких храмов – годуновского
в Хорошеве и нарышкинского в Троице-Лыково. В разгар моих велеречивых
повествований Петр тихонько поправил мою датировку строительства церкви
Бухвостова в Строгино. По его мнению, она была старше на 4 года.
Казалось бы, мелочь. Но я потом проверил – он был прав. Где мои годы
изысканий! Где мои труды, ежели не историк, а юрист и литератор знал
факт, который мне был недоступен! Такова весомость и каждой страницы
«Сорока сороков» Петра Паламарчука.
Говорят, что Струве не
заплатил ему обычного гонорара за первое издание. Парижские авторы или
иные диссиденты бывали оплачены с лихвой. А разве Петр предполагал, что
за его труд будут еще и платить? Слава Богу, хватило на компьютер,
который, кстати, появился у него одним из первых в СССР. Теперь его
картотека стала перекочевывать на «винчестер». Но каверзные происки
Билла Гейтса уже давали о себе знать (для непонятливых – это шутка).
Однажды он написал большую рукопись, уже не помню чего. А затем что-то
не так нажал или не так сохранил в компьютере. В общем, месячный труд
испарился, текст исчез, рукопись была потеряна. Когда он говорил мне об
этом, лицо его выражало редкую для него растерянность. Но не надолго. Он
все написал заново, быстро и по памяти. Ему хватало времени и сил.
Однако урок запомнился: рукописи не горят, но компьютерные тексты –
могут просто исчезнуть, без спичек или вандалов, только пальчиком махни…
Вот такая наступила тогда эпоха, продолжающаяся и поныне.
Припоминаю наши прогулки в Буэнос-Айресе во времена съезда русской
эмиграции. То был незабвенный август 1991-го. Попытка переворота в нашей
стране была воспринята местными «русскими белыми» как возврат к
коммунизму, нас стали уговаривать остаться, предлагая фантастические
возможности. Но вечером 19-го мы сели в самолет и полетели домой. У нас
в руках (как и в прежние поездки) были тяжеленные чемоданы всяческих
книг, бумаг и архивов, за которые коммунисты когда-то подвергали
остракизму и даже сажали. Но приземлились мы уже в другом
государстве, не в старом и не в новом, а в каком-то ельциновском,
междувременном, которое в дальнейшем и погубило Петину многогранную
неутомимость.
Одиннадцать православных храмов столицы Аргентины тогда олицетворяли
жизнь огромной русской колонии, с очень глубокими традициями,
интенсивной культурной средой. Среди тамошних замечательных церквей были
и, надеюсь, еще остаются настоящие шедевры. Посещая службы и осматривая
их, мы тогда говорили о возможности в будущем описать все православные
храмы мира. Появлялась новая великая идея, которую можно назвать «Тысяча
тысячей». А что? Может вы, человек, читающий эти строки и знающий чем и
как помочь данному предприятию, отзоветесь на эхо этого далекого
призыва?
Однажды я пригласил
Паламарчука на телевидение, выступить в прямом эфире программы «Добрый
вечер, Москва!». Хотелось, чтобы он непринужденно рассказал о своей
работе над четырехтомником, чтобы многие зрители увидели в лицо
настоящего автора этого труда. Перед ним в эфире выступил тогдашний шеф
Москвы по охране памятников. Он нес какую-то слащавую ахинею и мне, как
ведущему, никак не удавалось вывести его на поверхность каких-то
реальных проблем. Ожидавший «за кулисами» своего следующего выхода в
студию Петр слышал выступление «начальника над храмами» и оно произвело
на него столь гнетущее впечатление, что затем началось непредсказуемое.
Наша с ним беседа, конечно, состоялась, но прошла не так, как хотелось
бы. Разговор был странный, и всем стало ясно – надо встретиться потом,
еще раз. Когда Петр ушел, в комнате где он ждал, под стулом заметили
пустую бутылку. «Я не мог слушать этого прохиндея от охраны», – заметил
он потом. Таков был Паламарчук – неуправляемый никем, живущий своим
внутренним миром и не подстраивающийся под общий хор радостных голосов,
скрывающийся за маской чудаковатости, но с абсолютно трезвым взглядом на
реалии российской действительности.
Как это ни странно, только
такой человек и мог в одиночку задумать и осилить невероятный труд,
который стал «сорока сороками» его дней, проведенных в поисках и за
письменным столом, а затем превратился в народную энциклопедию общего
православного деяния.
Храмы Москвы могут однажды
все вместе позвонить в какой-то день в память о Петре Паламарчуке. Ведь
некоторые из них сделают это только благодаря ему, Звонареву. Это не
трудно, если захотеть. Ведь правда?
Хотя бы раз…