Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

Назад

Мастер скрипок Иван Батов

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
Н.О. Лосский
Н.А. Бердяев
И.С. Шмелев
Г.Р. Державин
А.В. Суворов
А.Т. Болотов
Борис Пастернак
о. Александр Мень
академик Д.С. Лихачев
В.Н. Тростников
Петр Паламарчук
Всё о Бортнянском
All about Bortniansky
Максим Березовский
Гимн России и Глинка
А. Мезенец - XVII в.
Опера XVIII в.
Н.А. Львов
Скрипка Хандошкина
А.Н. Радищев
Н.М. Карамзин
А.С. Грибоедов
М.А. Балакирев
И.А. Батов
А.П. Бородин
А.П. Чехов

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

Константин Ковалев-Случевский

Крепостной Страдивари из России

Иван Андреевич Батов (1767-1841)

       
     В Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, в зале, где выставлены музыкальные инструменты самых выдающихся мировых мастеров, хранятся скрипки и виолончели, на которых сохранилось клеймо их автора – "Иван Батов". Иногда, если инструмент совершал небольшое путешествие по европейским странам, а затем волею судеб возвращался обратно в Россию, имя было написано латинскими буквами "Iohann Batoff".
Уникальные творения хранят память о выдающемся человеке, олицетворявшем собой эпоху в музыкальной культуре нашей страны…
 

 

Предположительный портрет

Ивана Батова

 

    Если подняться по крутой винтовой лестнице, встроенной в стену храма Софии в Киеве, то где-то под самый конец, наверху, на стене можно увидеть фреску с изображением музыкантов. Один из них держит в руках инструмент, поразительно напоминающий скрипку. То был гудок – самый распространенный струнный инструмент Древней Руси.
     На раскопках в Древнем Новгороде мне приходилось видеть находки, которые в свое время потрясли весь научный мир. Гудки – прообразы будущих скрипок – с XI столетия бытовали широко, и теперь, благодаря влажности новгородского земельного культурного слоя, мы воочию можем увидеть сохранившиеся до наших дней части деревянных инструментов.
     До скрипки же в те времена было еще далеко. Позднее – в XVI веке, и далее – мир узнает имена Амати, Гварнери, Страдивари и многих других умельцев, создавших честь и славу "божественному инструменту". Расцвет скрипичного искусства в России можно отнести ко второй половине XVIII столетия. Еще император Петр III увлекался коллекционированием скрипок и хвалился перед иностранцами экземплярами, какие нелегко было сыскать и в Европе.
     Но вот появился основоположник скрипичной исполнительской школы в России – Иван Евстафьевич Хандошкин. Он поражал всех: приезжих итальянцев, композиторов из Франции и Германии. Он играл на расстроенной скрипке (бывало и такое, абсолютно похожее на случай, происшедший позднее с Паганини), он извлекал из инструмента такие звуки, использовал такую виртуозную технику, что был объявлен чуть ли не лучшим скрипачом всех времен и народов,
     А многие ли знают, что играл Хандошкин на скрипке, где в укромном месте можно было заметить маленький штамп мастера: "Иван Батов"...
     Н.П. Шереметьев – граф, покровитель искусств, создатель известнейшего театра – не случайно отметил этого отрока еще с малолетства. Еще ранее он также безошибочно примечал даровитых людей и определял им место при музыке или театре. Так проявился гений Степана Дегтярева – будущего создателя хоровых концертов и опер, так Россия узнала имена Параши Ковалевой-Жемчуговой и балерины Шлыковой-Гранатовой.
     Иван сын Андреев обучался музыке вместе со всеми, хотя и родился в крепостной семье. Рожден и крещен он был в 1867 году, когда в российской музыкальной культуре уже мелькали имена молодых Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.

 

 Виолончель работы

Ивана Батова, учтена в государственной коллекции старинных музыкальных инструментов

 

     Кроме всего прочего занимался Иван и столярным делом. Музыкальный слух и умение обращаться с деревом предопределили его судьбу. Шереметьев назначает его инструментальным мастером при театральной труппе. В его обязанности входило поддержание в порядке всех музыкальных инструментов: клавесинов, клавикордов, клавичембало, фортепьяно и прочих. Батов исполнял порученное исправно, однако заодно и сам изготовлял новые клавишные инструменты, в особенности струнные.
     В этом деле у него была хорошая школа. Самоучкой стать хорошим мастером скрипок было (да и сейчас) невозможно. Ибо существовала к тому времени многовековая традиция, опыт, передававшийся от поколения к поколениям мастеров, и порой содержащийся в глубочайшем секрете. Работой Батова на первых порах руководил мастер Владимиров, который был уже широко известен. Владимиров называл Батова своим "содействователем". Это было не просто определение или похвала. Это означало признание уровня мастерства.
     Но "содействователь" скоро перещеголял своего учителя. "Русский Страдивари" (так его называли в старости) принимается за изготовление скрипок и виолончелей самостоятельно. В пушкинскую эпоху о Батове знала вся Россия. Одну из своих удивительных виолончелей он подарил своему хозяину Шереметьеву и тот, растроганный столь щедрым по его мнению подарком, отпускает его на свободу, даруя вольную. Император Александр I приобрел у Ивана Андреевича скрипку для своей коллекции и заплатил при этом сумму громадную – 2 тысячи рублей, почти годовое жалование лучшего придворного капельмейстера. Такое, как говорили, могло произойти только по "оценке знатоков".
     Кто еще способствовал славе мастера? Например, скрипач Кароль Липиньский, который выступал в совместных концертах с Паганини и соревновался с ним в игре на скрипке. Он однажды купил (по случаю!) скрипку Батова и объездил с нею весь мир. То же сделали (и не разочаровались) французский скрипач Роде, выдающийся виолончелист Бернард Ромберг. Все те, кто надолго оставался в Петербурге – на гастроли или по контракту – тут же приобретали батовский инструмент. Так сделали Диц, Бальо, Лафен, Федер и многие другие...
     Он ушел из жизни в почете и славе, но, как это часто бывает, в забвении ближних. Седовласый мастер, а ему было уже за семьдесят, работал до конца дней. Ныне же ни один справочник не может с точностью утверждать дату его кончины... Из известных ныне инструментов, сделанных Батовым, мы можем назвать 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и более десятка гитар. Все они – уникальное достояние нашей истории и культуры, и хранятся в лучших музеях страны. Быть может, кому-то еще повезет, и он обнаружит случайно инструмент с выгравированной надписью "Иван Батов". Такая находка станет сенсацией, ибо каждая из них – сокровище, раскрывающее перед современниками необычайно глубокую и разнообразную российскую музыкальную эпоху XVIII-XIX столетий.
 

Данная публикация является авторской работой (частично вошедшей в книги) Константина Ковалева-Случевского (Константина Ковалева). При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - обязательны! С иными правами можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".

 

 

Locations of visitors to this page

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.