Александр Суворов - не только полководец |
|
|
Причуды генералиссимуса А.В. Суворов
Все, что известно о настоящей жизни Суворова – кратко и
лаконично, как две связанные с ним и поразительные по простоте исторические
надписи: одна на московском доме – «Здесь жил великий Суворов», другая на
его могиле в Питере – «Здесь лежит Суворов». Простота пути от «жил» до
«лежит» столь же разительна, как отрывистый стиль его литературной речи,
вплоть до «Науки побеждать». И если описание его военных побед может занять
много томов, то совсем не просто говорить о Суворове, как о творческой
личности и деятеле культуры, самобытном мыслителе и высокообразованном
человеке, необычной натуре и несносном для современников «чудаке».
Сага о чудаках
Наверное, мы бы знали о нем больше, если бы могли свободно входить в уже упомянутый дом у Никитских ворот в Москве, где он жил. Но особняк принадлежит посольству Нигерии, доступ в него – закрыт для посторонних. Вроде бы ничего особенного. Но, согласитесь, немного странно. Разве нет других особняков? Могли бы, скажем, в столице Франции отдать дом Наполеона (или в столице Англии – резиденцию адмирала Нельсона) некоему африканскому посольству? Не в обиду послам – но вряд ли, ведь это касается памяти величайших полководцев мировой истории. Но мы – можем!
Эта двойственность по отношению к Суворову проявляется во
многом: мы почитаем его, как полководца, но почти ничего не знаем и не
говорим, как о человеке, деятеле культуры. Мы до сих пор никак не можем в
точности определить – когда отмечать его юбилеи. По точным утверждениям
ученых и биографов именно в ноябре этого года мы должны праздновать
275-летие со дня его рождения, а по издающимся по сию пору энциклопедиям
оказывается, что в следующем.
Во времена двух
своих временных отставок он отправлялся в родовое имение Кончанское, где
вдруг наводил такие порядки, что обитатели запоминали их на многие годы,
пока он опять отправлялся на очередную войну. Если он создавал оркестр или
хор из крепостных, то муштровал актеров или певчих до состояния
«идеального», применяя все способы воспитания: от слов до телесных
«убеждений». Те, кто не вписывался в распорядки и планы – немедленно
вылетали вон. Если он разбирался в семейных отношениях, то по-армейски –
быстро и твердо. Жену изгнал из дому в одно мгновение. Не люба, не покорна –
развод, причем, немедленный и бесповоротный. Рассказывали, любил говаривать,
почистив ружье: «Жена моя в надлежащем виде». Зато и оркестр, и хор слыли
идеальными, а любовь полководца к дочери «Суворочке» уже стала легендарной.
Визитная карточка А.В. Суворова.
О Суворове хлопочет
Тот, кто знал Суворова, тот его понимал, почитал и любил. И
мы ныне можем сказать, что кроме всего прочего почитаем его как поэта,
музыканта, ценителя искусств, мыслителя и не только военного, но и
жизненного стратега. Благодаря своим чудачествам Суворов мог войти в любой
кабинет и сделать то, что порой не могли сделать наделенные самыми большими
полномочиями чиновники. Благодаря светлым мыслям и необычному литературному
языку он оставил неизгладимый след в швейцарском монастыре, где сохранились
записи его бесед с настоятельницей. Наконец, его имя породило целый поток
народных песен и распевных баллад, посвященных его подвигам, победам и даже
ранениям. Эти песни живы в некоторых деревнях по сию пору и совсем недавно
еще фольклористы хвастались очередными находками и записями новых вариантов
таких распевов.
Как во этих-то палатушках
Поэт Державин воспел его в своих стихах и поэмах. И все таки
он в некоторой степени остается для нас загадочным человеком. Разве мог ли
кто еще похвастаться таким багажом знаний и начитанностью, как Суворов? Он
избегал общества, стремился к одиночеству. А на вопрос – почему? – отвечал:
«У меня много старых друзей: Цезарь, Аннибал, Вобан, Кегорн, Фолард, Тюренн,
Монтекукули, Роллен... и всех не вспомню. Старым друзьям грешно изменять на
новых». (первоначально статья была написана в ноябре 2004 г., в связи с юбилеем полководца, затем - окончательно доработана) -------------------------------------------------------------------
Данная публикация является авторской работой (частично вошедшей в книги) Константина Ковалева-Случевского (Константина Ковалева). При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - Константин Ковалев-Случевский - обязательны! С иными правами можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".
|
Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts | Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты