Константин Ковалев
(Ковалев-Случевский)
Регулярные блог-обзоры российского ТВ
(со страниц "Литературной газеты", с
дополнениями)
Юмор и сатира – спасители эфира
Пародист как боец передового фронта
Юмористы нынче на боевом посту, выполняют ответственную
задачу телевизионного сообщества: охранять покой и душевное здоровье нации,
уставшей от серьезных проблем. А фраза «над кем смеётесь?» – давно не
предмет для глубокомысленного обсуждения.
ОТ ГУЛАГА ДО АНШЛАГА
Этот путь мы проделали за последние полвека, что могло бы знаменовать
неслыханные достижения в культурно-историческом движении не знамо куда.
Протекающую жизнь современного обывателя можно определить по схеме: сон –
работа – Петросян. Но желание смеяться при грустной окружающей
действительности, как оказалось, не только черта русских или россиян в
целом. Другие нации в этом деле не отстают. Ржут, правда, не в таком
количестве. И – прошу заметить – качестве.
Максим Галкин когда-то подавал надежды на «юмор от ума». Но вдруг застыл на
месте с голосами-пародиями на Черномырдина, Ельцина и Новодворскую, да так
забуксовал, что пришлось на помощь вызывать даже блондина в желтом ботинке –
Пьера Ришара. Тому и русского знать не обязательно, пародий от него в России
и не ждали. Он смешон реально, всей своей сущностью, актерским мастерством,
а не потугами на осмысленность некоторых солистов, например, «Смехопанорамы»,
«Комнаты смеха» или «Аншлага и Компании». Не случайно в последнее время
стали поминать и Аркадия Райкина. Поразительно, что он оказался столь
живучим и сегодня, иногда даже дежурство по стране Михаила Жванецкого звучит
как парафраз гениально созданных им образов.
Демонстрация легкости и весёлости жизни стала навязчивой идеей современного
телевидения. Мол, и в самом деле проблем хватает, пусть народ у экранов
малость отойдет душой. В эту «нелегкую» работу бросаются последние резервы.
На неделе вновь появится на Первом уже бородатый Михаил Задорнов с
бородатыми же шутками о «русских» и «американцах». Леонид Парфенов должен
был вести там же «Две звезды», да вот как на грех во время записи программы
ногу сломал. И вместо него на амбразуру отечественного юмора вновь бросились
давно разведенные жизнью и «пиплом» Саша Цекало и Лолита. И правда – не
смешно ли, когда люди радостно попевают песенки, развлекают телезрителей,
разводятся, поливают друг дружку на чем свет стоит (Александр, правда, был
сдержаннее), а затем ради рейтинга прилюдно сходятся и продолжают шутить…
как ни в чем не бывало. Цирк, да и только. Зритель заинтригован, он балдеет,
желанный рейтинг прыгает вверх, все счастливы, в итоге – проигравших вроде и
нет. Но кто же выиграл? Телеканал, конечно, ведь зритель временно
смехоустроен, скандальная сказка перешла в стадию хэппи энда. Да и несладкая
парочка чуток подработала.
Лолита за последние месяцы так энергично и прочно вошла в быт российских
домохозяек, перемены её нарядов и настроений, шляпок и интонаций, падения,
ползания и задирания ног на экране настолько стали предсказуемыми, что чуть
ли не породили подражателей, которые способны придать немыслимое значение
тому, что может быть даже никакого значения и не имеет. Как, например, эта
невольно родившаяся у автора сей статьи пародия на эпиграмму, читанную
Гариком Мартиросяном на Первом:
По плоти – почти Афродита,
Без комплексов и без Цекал…
Да, нынче роман свой «Лолита»
Набоков бы не написал.
МЕТАСТАЗЫ КВНа
Первым из главных каналов стал отказываться от ежедневных «Петросянов»
Первый. Перемены двинулись в сторону омоложения зрительской аудитории. В
этом смысле позиции частной компании «ТТО АМИК» с фамильным детищем КВН
неожиданно еще более укрепились. В самом деле, аншлаго-петросяны привлекали
средне-возрастную аудиторию, в основном скучающих дома жен и уставших от
монотонной жизни-работы госслужащих, клерков и ПБОЮЛов. Однако ключик к
сердцам молодежи и студенчества начал в последнее время теряться даже у
бессмертного КВН, который стал мутировать в сторону полупрофессионального
шоу с заказными текстами. Да и разделение на высшую и премьер-лигу принесло
свои нежданные плоды. Более юные по составу команды под управлением
Маслякова-сына стали смотреться свежее и интереснее, предлагая реальные
студенческие экспромты и живой юмор.
В итоге за годы существования КВН наплодил такое количество уже не могущих
жить без смеха выпускников, что некоторые отрасли науки и техники стали
воистину терять специалистов, а страна получила определенный процент нигде
не трудоустраиваемых безработных. Что с ними было делать? Благо, что они не
ждали ответа на сей вопрос, а объединялись в группы бойцов сцены,
разбредались по телеканалам, оставляя за собой пост-кэвээновские следы.
ОСП-Студия изрядно насмеялась на дециметровых. Знакомые лица КВН мелькали на
метровых. И вот на ТНТ появился «Комеди Клаб». Ладно бы только появился.
Пустился туда же – бродить по эфиру.
Теперь сей призрак забрел на Первый канал, который с его помощью решил
наддать пару в провальной сфере молодежной тематики. Юмор в исполнении
перезревших кэвээнщиков оказался кстати. Ребята не бездарные, хотя сразу же
проявился казус: без нецензурной лексики, процветающей в изначальной
клон-программе на ТНТ, текст потерял некоторую изюминку, юмор из него стал
словно испаряться. Суть проблемы состоит в следующем. Очевидцы говорят, что,
например, постоянно пародируемая речь того же Черномырдина немного непонятна
исключительно по причине вынужденного удаления из неё «знаменитого крепкого
словца», без которого в нашем народном хозяйстве и по сей день не обойтись.
Вот и у комеди-клабников на Первом без привычной для программы легкой
матерщинки пресновато всё получается, выходит какой-то «полумартиросян»
(пользуюсь цитатой из другой автопародии самого Гарика).
Но всё еще, видимо, впереди. Потихоньку, полегоньку и… ребята заговорят на
Первом канале на своём сленге. Сайт же канала ТНТ своё детище вписал в
современную историю так: «Это юмор, доступный молодым, дерзким, продвинутым.
Это уникальный по смелости проект, который превратился в российское
культурное явление». «Многоэтажное творчество» в русских текстах – дело не
новое. Необычность данного момента – в объеме многомиллионной аудитории,
потребляющей сей продукт. И даже в стране, где о сохранении чистоты языка
упорно говорят все, вплоть до первой леди, поделать с этим будет, видимо,
нечего. Да-с.
СУБЪЕКТИВНЫЙ АНОНС-РЕЙТИНГ ТВ
Предлагаю поднатужиться, напрячься и…
Выдать
На канале «Россия»: пенсию за два года вперед – «новым русским бабкам».
Пусть купят себе свежие чулки, платки, кофты, юбки, а также очки, обувь,
гитару, «и шоб мужики нацию не позорили»!
Не выдавать
На Рен-ТВ: продукты ведущему ежедневного кулинарного шоу Джейми Оливеру, и
посмотреть – как он изловчится и со своим девизом – «нарушайте правила!» –
приготовит кашу из топора (а ведь приготовит!).
Обязать
На Первом: отнюдь НЕ фигуристов – актеров Марата Башарова и Катю Гусеву –
сделать таки в программе-конкурсе «Звезды на льду» прыжки в пять оборотов со
шпагатом вниз головой, дабы председатель жюри – тренер Татьяна Тарасова
оценила, наконец, их «технику катания», как сносную. Иначе – зачем они,
спрашивается, на коньки встали?! А?!
Озвучить
На ТНТ: в виде азбуки Морзе – здешний вариант ненормативной программы «Комеди
Клаб». Для знатоков тексты будут звучат более убедительно: «пи-пи пи-пи-пи
шучу пи».
А также развеять анекдотичные слухи, будто
Вице-премьер Дмитрий Медведев при недавнем посещении Останкинской телебашни
обнаружил в лабиринтах пять тысяч гастарбайтеров, оснащенных видеокамерами,
микрофонами и монтажными пультами.
Константин КОВАЛЁВ
Напечатано: Литературная газета, №
47 (6095), 22 – 28 ноября 2006 г.
Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на
теле".
Обсудить в Живом Журнале:
0kk0.livejournal.com