Константин Ковалев
(Ковалев-Случевский)
Регулярные блог-обзоры российского ТВ
(со страниц "Литературной газеты", с
дополнениями и
тем, что не вошло)
Назовем всех своими именами!
Дневник-блог эфирной жары
Вместо телевидения мы получили… «раскадреж»
У Патриарха имя одно!
И все-таки на телевидении нужно раздавать краткие специализированные словари
русского языка. Не только современного, но и древнерусского, и даже
церковнославянского. А что делать, если большинство «говорящих голов»
называет Патриарха Русской Православной Церкви – Алексеем, то есть не
правильным именем, да еще и с не правильным ударением! Алексей – разве так
зовут нашего Патриарха? Почему-то никак не склоняются или не искажаются
имена раввинов и муфтиев, даже далай-ламе везет, не смотря на то, что звать
его весьма не просто! Не позволяют себе ведущие менять имена президентов или
государственных чиновников. Но почему это позволительно по отношению к
Патриарху? Не называли же покойного папу Иоанна-Павла – Иваном-Павлом!
Все это в полной мере повторилось в дни, когда мы наблюдали каноническое
воссоединение двух ветвей русского Православия. В дополнение выяснилось, что
и церковные титулы (вместо диаконов в эфире частенько появляются «дьяки»), и
умение правильно обратиться к церковнослужителям – до сих пор совершенно не
выполнимое домашнее задание для телеведущих. Кто там «высокопреосвященство»,
а кто «преподобие» – работнику современного эфира абсолютно не ведомо.
Типичные ошибки ведущих новостных программ, например, таковы. Говорят –
«молиться за кого-то», а надо – «о ком-то», или – «панихида о таком-то»,
надо – «по такому-то». Вроде бы – зачем все это знать, ежели положим,
работник телеканала – атеист. Но позвольте, работа тележурналиста –
правильно освещать события, факты и имена, не говоря уже о правильности
речи.
А потому со страниц ЛГ и специально для «профессионалов» ТВ просто еще раз
повторим единственно верное имя нашего Патриарха (с правильным ударением на
последнем слоге!): Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексúй (иногда
можно добавить – Второй). И других «вариантов» – не существует!
Любовь не собака
На НТВ запустили программу «Сук@любовь», и в ожидании – когда же начнется
галдеж вокруг якобы «смелого проекта» (так на сайте телекомпании). Можно
было бы и фигурально – плюнуть, но все же пару слов сказать требуется. Да и
как не заметить, если сексуальные меньшинства нынче завоевывают всеми
частями тела пространство эфира и умов. Разве нынче самая смешная шутка в
эфире – не о Боре Моисееве и его ж...женственности? Или разве самая
эмоциональная дискуссия – не об очередном гей-параде?
Наша «беспросветная и скучная» жизнь, по мнению энтевешных продюсеров,
оказывается может быть наполнена «радостным» извращенным сексом,
неосуществленными однополыми влечениями и крадущимися по углам
безжалостными, но привлекательными маньяками. Это поведала нам некая
«штучка» Заза, приоткрывшая заодно ширину бедер под короткой юбкой
трансвестита в роли ведущего. Рекламка сего персонажа, одетого(ой) в
национальное русское платье с кокошником и балалайкой в руках уже намозолила
глаза. И что мы видим? Претензию на «оригинальность» (включая @ –
интернетную «собаку-букву»), давно протухшую, как и сама идея «проекта»! Но
не меньше – абсолютную дешевку, пошлятину и мерзость, выказывающую не
способность канала создавать адекватные реальности программы, столь нужные,
как это ни банально – подрастающему поколению России.
«Программа рекомендуется к просмотру только для взрослых», - узнаем мы. Так
и показывайте её на платных каналах – в ночное время! Мы же не хотим, чтобы
наши дети видели очередное развитие «криминальной» темы (скрытой под
извращенным пониманием «современного» термина «трэшный контент»), вокруг
которой так и крутится весь эфир телеканала НТВ. Там где тюрьма или
проституция – там и грязненькие сексуальные истории, включая блатную
терминологию, образец которой попал в название передачи, как в родное
«дупло». Кто-то из руководства канала тренируется, предполагая собственное
будущее? Или наоборот – никак не может забыть столь болезненного прошлого?
Но зрители то тут причем?
Премьеру программы поставили в дни воссоединения русской Церкви, в
празднование Вознесения. Второй выпуск вообще подвинул в сетке вещания
рейтинговую программу «Поединок» Владимира Соловьева. Метко задумано, с
ухмылочками и повизгиванием. «Голубая мафия» Останкинских коридоров добилась
своего: их манифест в эфир прошел. Но не должно здесь промолчать наше
уважаемое телесообщество. Иначе – где оно? И где те хартии с обещаниями
держать уровень, в том числе и моральный, которые подписывались каналами
коллективно чуть ли не в присутствии президента? А посему и призываю:
антимаргиналы страны – против «ублатнения» НТВ – объединяйтесь!
Законы кадра
Прежние достижения еще советского телевидения, где операторы и режиссеры
тщательно отрабатывали «картинку» экрана, постепенно уходят в небытие.
Бывало, мастера съемки долго спорили о том, как создать глубину пространства
в кадре или насколько можно дать «воздуха» над головой ведущего, чтобы
удобные для глаз пропорции давали полноту телевизионного образа. Теперь не
спорят. И не только потому, что в головах сплошной неосознанный или
вдолбленный кем-то «пост-модернистский синдром», и не по причине всеобщего
оскудения знаний. Просто создателям шоу удобно теперь делать все либо
наоборот, либо не делать ничего всерьез. Жизнь превращается в шутку, а
телевизионный кадр – в ее пародию.
Ползающая по полу в бальном платье «безкомплексная» Лолита Милявская – это
есть нынче «поиск нового экранного образа», преодоление «устаревших» законов
кадра. Для этого не нужно профессиональное кадрирование, важно на ходу
«схватить» момент, укрупнить выкатывающуюся из-за пазухи грудь, «накатить»
на безвкусно раскрашенные чмокающие объектив губы, да так, чтобы зрителю
невольно захотелось стереть со щеки помаду. «Вот это – настоящая работа!», -
говорят нам некоторые критики. Но почему от этой «работы» веет дешевизной
давно забытых, раскрашенных от руки откровенных открыток? Кто-то пытается
подсунуть нам отработанные еще в нашем старом кино и ТВ и хорошо забытые
идеи за собственные находки? Похоже, что законы кадра вскоре вообще никого
на экране волновать не будут. Вместо телевидения мы получим... «раскадреж».
Константин КОВАЛЁВ
Напечатано: Литературная газета, №
22-23
(6123) 30 мая – 6 июня 2007 г.
Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на
теле".
Обсудить в Живом Журнале:
0kk0.livejournal.com