 
 
                  
    
    Константин Ковалев 
    (Ковалев-Случевский)
    
    Регулярные блог-обзоры российского ТВ
    
    (со страниц "Литературной газеты", с 
    дополнениями и 
    тем, что не вошло) 
    
     
    
    
     
    
     
    
    
     
 
    
     
    
    Назовем всех своими именами!
    
    Дневник-блог эфирной жары
    
    
    
    Вместо телевидения мы получили… «раскадреж»
    
     
    
     
     
    
     
    
    У Патриарха имя одно!
    
    
    И все-таки на телевидении нужно раздавать краткие специализированные словари 
    русского языка. Не только современного, но и древнерусского, и даже 
    церковнославянского. А что делать, если большинство «говорящих голов» 
    называет Патриарха Русской Православной Церкви – Алексеем, то есть не 
    правильным именем, да еще и с не правильным ударением! Алексей – разве так 
    зовут нашего Патриарха? Почему-то никак не склоняются или не искажаются 
    имена раввинов и муфтиев, даже далай-ламе везет, не смотря на то, что звать 
    его весьма не просто! Не позволяют себе ведущие менять имена президентов или 
    государственных чиновников. Но почему это позволительно по отношению к 
    Патриарху? Не называли же покойного папу Иоанна-Павла – Иваном-Павлом!
    Все это в полной мере повторилось в дни, когда мы наблюдали каноническое 
    воссоединение двух ветвей русского Православия. В дополнение выяснилось, что 
    и церковные титулы (вместо диаконов в эфире частенько появляются «дьяки»), и 
    умение правильно обратиться к церковнослужителям – до сих пор совершенно не 
    выполнимое домашнее задание для телеведущих. Кто там «высокопреосвященство», 
    а кто «преподобие» – работнику современного эфира абсолютно не ведомо. 
    Типичные ошибки ведущих новостных программ, например, таковы. Говорят – 
    «молиться за кого-то», а надо – «о ком-то», или – «панихида о таком-то», 
    надо – «по такому-то». Вроде бы – зачем все это знать, ежели положим, 
    работник телеканала – атеист. Но позвольте, работа тележурналиста – 
    правильно освещать события, факты и имена, не говоря уже о правильности 
    речи.
    А потому со страниц ЛГ и специально для «профессионалов» ТВ просто еще раз 
    повторим единственно верное имя нашего Патриарха (с правильным ударением на 
    последнем слоге!): Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексúй (иногда 
    можно добавить – Второй). И других «вариантов» – не существует!
    
    Любовь не собака
    
    
    На НТВ запустили программу «Сук@любовь», и в ожидании – когда же начнется 
    галдеж вокруг якобы «смелого проекта» (так на сайте телекомпании). Можно 
    было бы и фигурально – плюнуть, но все же пару слов сказать требуется. Да и 
    как не заметить, если сексуальные меньшинства нынче завоевывают всеми 
    частями тела пространство эфира и умов. Разве нынче самая смешная шутка в 
    эфире – не о Боре Моисееве и его ж...женственности? Или разве самая 
    эмоциональная дискуссия – не об очередном гей-параде?
    Наша «беспросветная и скучная» жизнь, по мнению энтевешных продюсеров, 
    оказывается может быть наполнена «радостным» извращенным сексом, 
    неосуществленными однополыми влечениями и крадущимися по углам 
    безжалостными, но привлекательными маньяками. Это поведала нам некая 
    «штучка» Заза, приоткрывшая заодно ширину бедер под короткой юбкой 
    трансвестита в роли ведущего. Рекламка сего персонажа, одетого(ой) в 
    национальное русское платье с кокошником и балалайкой в руках уже намозолила 
    глаза. И что мы видим? Претензию на «оригинальность» (включая @ – 
    интернетную «собаку-букву»), давно протухшую, как и сама идея «проекта»! Но 
    не меньше – абсолютную дешевку, пошлятину и мерзость, выказывающую не 
    способность канала создавать адекватные реальности программы, столь нужные, 
    как это ни банально – подрастающему поколению России. 
    «Программа рекомендуется к просмотру только для взрослых», - узнаем мы. Так 
    и показывайте её на платных каналах – в ночное время! Мы же не хотим, чтобы 
    наши дети видели очередное развитие «криминальной» темы (скрытой под 
    извращенным пониманием «современного» термина «трэшный контент»), вокруг 
    которой так и крутится весь эфир телеканала НТВ. Там где тюрьма или 
    проституция – там и грязненькие сексуальные истории, включая блатную 
    терминологию, образец которой попал в название передачи, как в родное 
    «дупло». Кто-то из руководства канала тренируется, предполагая собственное 
    будущее? Или наоборот – никак не может забыть столь болезненного прошлого? 
    Но зрители то тут причем? 
    Премьеру программы поставили в дни воссоединения русской Церкви, в 
    празднование Вознесения. Второй выпуск вообще подвинул в сетке вещания 
    рейтинговую программу «Поединок» Владимира Соловьева. Метко задумано, с 
    ухмылочками и повизгиванием. «Голубая мафия» Останкинских коридоров добилась 
    своего: их манифест в эфир прошел. Но не должно здесь промолчать наше 
    уважаемое телесообщество. Иначе – где оно? И где те хартии с обещаниями 
    держать уровень, в том числе и моральный, которые подписывались каналами 
    коллективно чуть ли не в присутствии президента? А посему и призываю: 
    антимаргиналы страны – против «ублатнения» НТВ – объединяйтесь!
    
    Законы кадра
    
    
    Прежние достижения еще советского телевидения, где операторы и режиссеры 
    тщательно отрабатывали «картинку» экрана, постепенно уходят в небытие. 
    Бывало, мастера съемки долго спорили о том, как создать глубину пространства 
    в кадре или насколько можно дать «воздуха» над головой ведущего, чтобы 
    удобные для глаз пропорции давали полноту телевизионного образа. Теперь не 
    спорят. И не только потому, что в головах сплошной неосознанный или 
    вдолбленный кем-то «пост-модернистский синдром», и не по причине всеобщего 
    оскудения знаний. Просто создателям шоу удобно теперь делать все либо 
    наоборот, либо не делать ничего всерьез. Жизнь превращается в шутку, а 
    телевизионный кадр – в ее пародию.
    Ползающая по полу в бальном платье «безкомплексная» Лолита Милявская – это 
    есть нынче «поиск нового экранного образа», преодоление «устаревших» законов 
    кадра. Для этого не нужно профессиональное кадрирование, важно на ходу 
    «схватить» момент, укрупнить выкатывающуюся из-за пазухи грудь, «накатить» 
    на безвкусно раскрашенные чмокающие объектив губы, да так, чтобы зрителю 
    невольно захотелось стереть со щеки помаду. «Вот это – настоящая работа!», - 
    говорят нам некоторые критики. Но почему от этой «работы» веет дешевизной 
    давно забытых, раскрашенных от руки откровенных открыток? Кто-то пытается 
    подсунуть нам отработанные еще в нашем старом кино и ТВ и хорошо забытые 
    идеи за собственные находки? Похоже, что законы кадра вскоре вообще никого 
    на экране волновать не будут. Вместо телевидения мы получим... «раскадреж».
    
    Константин КОВАЛЁВ
   
    
    Напечатано: Литературная газета, № 
    22-23 
    (6123) 30 мая – 6 июня 2007 г. 
    
    Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на 
    теле".
    
     
    
    Обсудить в Живом Журнале: 
    
    
    0kk0.livejournal.com