И это уже – не смешно!
Метаморфозы плоского экранного юмора
Лучше уж лампочка Ильича, чем
Прожекторперисхилтон!
За упокой сатиры
Есть простая истина: юмор нельзя навязывать, бывает просто – смешно или не
смешно. С помощью же бездарной программы «Прожекторперисхилотон» на Первом
телеканале зрителей пытаются заставить поверить в обратное. Но тёртого
россиянина на мякине не проведешь, даже на Первом, даже в прайм-тайм. Лишь
одна сносная шутка из десяти в программе – это не неудача, а катастрофа.
Плоская и непрофессиональная «актерская» игра ведущих, отсутствие
интеллектуального юмора, позорная бытовуха и кухонная дешевизна –
отличительные черты данного продукта «телеинженерии». В этом смысле
эксперименты других каналов, в том числе, даже НТВ – хоть и с программой
("не очень") Артура Пирожкова и К° «Ты смешной!» – но с точки зрения юмора
по сути - значительнее, нежели жалкие потуги Первого.
В телевизионных кругах уже хорошо известно странное отношение к
талантливым ведущим со стороны К. Эрнста. Ему свойственно патологическое
нежелание вводить новых ведущих или создавать поле для появления новых лиц
на экране, налицо стремление законсервироваться, укрыться в эфирной
«гоголевской шинели». К 200-летию писателя мы наблюдаем новые метаморфозы
подпольного бытия и бегства от реалий отдельно взятого телеканального
босса. Напоминает это корпоративную и яростную личную ревность, боязнь
появления в близкой ему телевизионной среде более достойных и талантливых
людей. Похоже, что Константин Эрнст играет нынче абсолютно деструктивную и
крайне консервативную (с точки зрения профессионализма) роль на важнейшем
телеканале страны. При нем сегодня просто невозможно было бы появление,
например, нового КВН – как идеи и как собирания одаренной молодежи. А в
старом КВН-е, наезженном и приватизированном семьей Масляковых – К. Эрнст
отлично себя чувствует, будучи свадебным генералом в роли «председателя
жюри» (именно и только в роли, а не в реальности). Ну мало ему должности
гендиректора канала, дайте еще, чтобы народ видел всю его власть воочию.
Мнимая компетентность и якобы юмористичность речей данного бессменного
председателя, как «хозяина всея эфирности» завершающего собой другие,
«менее значимые» выступления членов жюри КВН, выдает его с головой. Шутки
из уст владельца последнего слова – вчерашние и натянутые, сказать просто
нечего, менторский тон и псевдоирония – давно уже никого не вдохновляют.
Зал КВН иногда вяло ему аплодирует, предполагая, что по-другому просто
нельзя, ведь глаголет бессменный «глава самого первого» чуть ли не всю их
юную жизнь (как быстро летит время!) Освистать было бы странно, да и
почему-то принято считать, что речи и «шутки» К. Эрнста априори «ценны».
Сегодня два царя, требующие безусловного поклонения – Масляков-старший и
Эрнст – властвуют эфирным временем КВН, видимо, не шутя предполагая, что
им дано понимать что-то в молодежном юморе. Однако меткие высказывания
участников на сцене, связанные со сленгом, интернет-жизнью, чатами, кино и
клубами современной молодежи – им уже совершенно недоступны. Это другой
мир и другое поколение. Но «старичкам» важно быть в жюри. «Не знаем – где
надо смеяться, однако все равно – засудим!» Вот их, скрытый под столами
жюри лозунг. Типичный «синдром Гусмана», только теперь распространившийся
на всех арбитров, вплоть до их «покровителя».
Гормональные шутки
По той же причине мы и пожинаем плоды КВН в виде «Камеди клаба» и ему
подобных телепрограмм. Желание молодых убежать от судейских «папочек»
(кстати, уже давно «дедушек») из КВН-овских ристалищ выразился в освоении
«на свободе» нецензурщины, откровенной «голубизны», кухонной сексуальной
болтовни, подросткового словесного максимализма, граничащего с
минимализмом в языковом выражении. Понятно, что мат – это бывает
неожиданно смешно. Обсуждение темы секса – порой развлекательно. Смелость
и дерзость высказываний – частенько тонизирует. Но пошлая игра с реальными
культурными ценностями приводит к созданию шаблонных псевдоистин, которые
сверстники-зрители из подрастающего поколения принимают за пример
«классной новой жизни». «О дивный новый мир!» – восклицал когда-то Олдос
Хаксли. Но вряд ли он имел в виду потный от духоты зальчик
сконструированного из декораций «Камеди клаба», где за столиками с
радостными лицами рассаживаются те, кто прибежал сюда в поисках
собственного тщеславия, а вовсе не за настоящим юмором. Нам навязывают
псевдообраз – будто бы такие «клубные» игры являются модными, передовыми,
свежими. Беда, что молодые люди не знают: все это уже давно старо как мир.
Сконструированная «юмористическая богема», пытающаяся изо всех сил смыть с
себя налет провинциальности, озабоченности обустройством личной жизни и
поисками секса, одновременно создает для себя удобное поле для
полноценного и не шутейного заработка. Один из бывших КВН-овцев недавно
сказал, что это нормально, когда ребята из «Камеди» хотят и зарабатывают
сумасшедшие деньги. Чем не пример для молодежи, которая равняется на них и
на им подобных. Ведь это успех, пусть и среди простаков (сиречь – лохов)!
Известность! Деньги! Разве плохо?!
Глупо было бы рассуждать о том, что пошлость, хамство или ограниченность –
это не хорошо. Гораздо важнее это понять тому, кто смотрит данную
программу или пытается «достать» билетик на съемки «в клубе». «Голубые
огоньки» с гостями за столиками в зале превратились в «голубые
подмигивалки» со сцены. Унисекс правит мозгами гормонально возбужденных «экспромтщиков».
Чем откровеннее шутишь на тему «ниже пояса», тем ты «умнее и круче».
Превалирует психология подворотни. Вот так отсутствие простой культуры и
начитанности порождает иллюзию «нестандартного понимания жизни».
Ну, понятно, что даже Дмитрий Дибров нынче вошел в число тех, кто
прорывается в зал «Камеди». Вполне естественно желание человека попасть на
телеэкран всеми доступными способами, пусть и в роли статиста. Да и с
молодой женой Диброву приходится «косить» под молодого. Что поделаешь,
неравные браки требуют перемен в круге общения. Такая жизнь вынуждает
натужно улыбаться за столиками частного «Камеди клаба», принадлежащего
нескольким владельцам, в основном – выходцам из бывшей команды КВН «Новые
армяне». Это они нашли «золотую жилу» и разрабатывают ее «по полной». В
основе – давно разработанные жанры американского образца. У «них» за
океаном это уже надоело, у «нас» – как всегда внове. Итоги налицо. Народ
подхихикивает, именующие себя юмористами имеют выход в эфир, а владельцы –
подсчитывают солидный куш.
Вот и весь «трезвый» юмор.
Кто-то воскликнет, а что – раньше не подсчитывали гонорары?! Райкин со
Жванецким не за деньги разве работали? Петросян даром физиономии корчил?
Задорнов, что в образе постящегося дервиша на сцену выходил? Ответ: да,
конечно же, на юморе всегда зарабатывали и зарабатывают. Вопрос – на
каком? И кому надо продвигать пошлятину? Думается, любителям рейтинга. А
рейтинг и доходы нынче – синонимы. Не шуточные.
Выход же из многоканальной и совсем не смешной экранной оперетты прост:
нужно и можно все данные программы запустить на специальный – Телеканал
Юмора. Кому надо, тот кнопочку нажмет. Кому не надо – даже и не вспомнит.
Деньги должны зарабатываться и храниться в специально отведенных для этого
местах. Как и «позолоченные слитки псевдоюмора», для которых неплохо бы
обществу заводить особые резервации, типа зоопарков: кто-то зайдет на
спецканал, поглядит как твари земные радостно отрыгивают и спариваются,
поржёт, удовлетворит ностальгию по гормональной юности – и достаточно.
И достаточно!
Константин КОВАЛЁВ
Напечатано: Литературная газета, №
6 (6210) 11 февраля 2009 г.
Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на
теле".
Обсудить в Живом Журнале:
0kk0.livejournal.com