Государство и революция на закате осени
Дневник-блог предвыборного эфира
Марафон дебатов напоминает
аттракцион словесной
эквилибристики
Посекундное кандидатство
Невозможно привыкнуть к предвыборному марафону, урезанному до секунд.
Кандидаты начали высчитанные по времени дебаты. «Говорите быстрее! Ваше
время истекло! Стоп! Хватит! Секундомер выключен»… Понятно, что есть Закон
и есть справедливость. Всем поровну и так сказать – по-честному. Но никто
не жалеет телезрителя. За 20 секунд приветствия ни один человек ничего не
выскажет и ни один зритель – НИЧЕГО НЕ ПОЙМЕТ. Такие дебаты иногда
вызывают не только улыбку, но и раздражение. Это вовсе не критика, а
элементарное наблюдение! Может быть, что-то еще не поздно пересмотреть в
политике телеканалов. Забег на стометровку с мировым рекордом скорости
высказываний – в предвыборном марафоне может показаться пародией на сам
принцип свободы слова и выбора. Ведь чтобы людям потом выбрать – надо
увидеть и услышать, а не считать мысленно секунды – успеет или не успеет
данный кандидат высказать задуманное. Марафон дебатов иногда напоминает
аттракцион словесной эквилибристики. Но только ли этого мы хотим?
(Наивная догадка: а может быть именно этого?)
«Духовность» на НТВ
В который раз поражает меня Кирилл Набутов, пытающийся порой освоить темы,
весьма далекие от привычных ему «силовых» или «мужеско-армейских». И вот,
в программе «Один день. Новая версия» он не просто отправился вглубь
Омской области, но и испробовал свои силы в делах так сказать «духовных».
Что заставило телеведущего неожиданно пропагандировать некое учение некоей
секты в отдаленном местечке, названном им «пупом Земли» (где даже
Абрамович бывал, о как!), - неизвестно. Ведь нелегко заподозрить Набутова
в приверженности восточным религиям, о которых еще недавно он вообще «ни
гу-гу». Однако в очередной передаче он решил возвестить миру о некоей
будто бы уникальной общине, живущей летним лагерем вдалеке от городской
цивилизации. Симпатичная на первый взгляд группка людей, по мнению автора
– дауншифтеров (условно говоря, тех, кто отказывается от карьеры и жизни в
городах), которые чего-то там попевают по-восточному, едят вегетарианские
отвары и вроде как никому и не мешают. А в чем тогда смысл происходящего?
И о чем, собственно, речь? Чуть копнешь, и открываются удивительные вещи.
Набутов называет сектантов «индуистами» (а это уже вовсе не дауншифтинг).
Но ничего из реального индуизма – важнейшего учения Древней Индии – мы на
экране не видим. Вдруг мелькает намек на Шиву – одного из древних божеств.
Да и все. Остальное – дилетантство. В комментариях полная мешанина понятий
– от санскрита до буддизма. Но претензия на освоение «духовности и
востока» продолжается. И вот мы уже почти верим, что молодежь в деревне не
просто развлекается, а изучает нечто «серьезное и глубокое». Рядом парочка
православных священнослужителей, почему-то показанных с нарочито
озабоченными и напряженными лицами, которые посматривают из-за дверей на
«духовную тренировку» пришельцев. И тут в кадре, в руках одного из
сектантов вдруг незаметно появляется икона-изображение некоего «восточного
учителя», имя которого – естественно – ни разу не произносится автором и
ведущим. То бишь, главная тайна секты – так и не раскрывается. Вот и думай
после этого – по незнанию ли это ведущего, или все-таки по специальной
договоренности с «героями сюжета». Если последнее, то стоит заметить
следующее. Глубокоуважаемый господин Набутов! В играх с «духовностью» надо
быть столь же осторожным, как и в работе со взрывчаткой. Здесь трезвость и
честность важны как в саперном деле. Одно неверное слово может покалечить
душу не меньше, чем бомба – тело. И никакая эфирная «джинса» в таких
случаях – не является оправданием. А подобных сект в России, как и «пупов
Земли», всегда было и есть немало. Изучайте историю, наконец. Страна
большая, на всех хватает. Однако разбираться в таких «мелочах» и говорить
всю правду – все-таки стоило бы. Надеюсь, вы понимаете, что сказано сие не
со зла, а токмо волею посматривающих на экран телекритиков. Аминь.
Россия: по Чубайсу и Веллеру
День не единства наступил через трое суток после 4-го ноября, то есть –
7-го. Но телевидение отреагировало с опозданием на сутки. Четверг, 8-го,
весь вечер был посвящен дебатам на разных каналах. И как всегда «К
барьеру!» были призваны некто двое, что-то собой олицетворяющие – в связи
с темой. А тема была – октябрьские события 1917 года. Кто же тогда воевал?
Старая Россия и большевики. Кого бы призвать для разговора? Представителя
той самой «старой» России и, по-видимому, коммуниста. Но ни того, ни
другого – не было. То есть – не было ни белых, ни красных. На экране
возникли два человека, настолько далекие от сути произошедшего 90 лет
назад и к тем, кто имел к нему хоть какое-то отношение, что с успехом
можно было бы позвать двух дворников, подметающих мусор вокруг
Останкинского телецентра – они были бы хоть ближе к теме и правде жизни.
Однако два «знатока» на поединке априори заявили о своем полном знании
предмета. Но не тут то было.
Разговаривали директор Центра по изучению России Игорь Чубайс (брат «того»
Чубайса) и писатель Михаил Веллер. Последний в программе у Соловьева
появляется с такой регулярностью, что похоже уже оформился на полставки в
качестве штатного «разогревателя». Веллер был «за» октябрьский позитив.
Чубайс был «против». Оба били себя в грудь, что отлично знают – как все
происходило в 1917-м. Но путались в элементарных именах и датах. Когда же
речь заходила о философских рассуждениях, все заканчивалось одним: «Россия
могла бы» или «Россия не могла бы». Естественно, что за Веллера было
изначальное большинство телезрителей. Ведь «красный» 1917-й это еще «наше
все», а «беляки» вообще где-то там в прошлом, «недобитые» и «забытые». И
вообще – их кто-нибудь слушал или слушает? Их – настоящих «белых» – кто-то
куда-нибудь приглашал для разговоров? В результате два бывших «красных»
обсуждают на НТВ преданную ими же «красную» идею и совершенно не известную
им «белую». Да еще и примкнувший к ним Соловьев, быстро усвоивший
угрожающие (в буквальном смысле!) выкрики Веллера в адрес нелюбимого
народом (по фамилии) Чубайса. Вообще Соловьев с Веллером в кожаных
чекистских куртках смотрелись бы гораздо естественнее. Не хватало только
кобуры с маузерами, тогда дуэль закончилась бы известным итогом, вроде:
«вот тебе офицерское мурло!». Но и Чубайс – увы – не офицер. Законы чести
давно отсутствуют в нашем обществе, не говоря уже о телевидении. Можно
непрофессионально разговаривать с умными лицами о какой-то ерунде,
оперируя миллионами погибших или доказывая, что их было чуть меньше (как
будто в этом дело!), исключительно ради того, чтобы шоу «К барьеру!» не
выскочило за рамки «теплеющего» предвыборного телевидения. Чудовищная
полуправда – она хуже неправды. Ведь не случайно же у нас, в пылу еще не
окончившейся гражданской войны, так и не реабилитировали адмирала Колчака,
и буквально только что Верховный Суд также не реабилитировал расстрелянную
царскую семью. Заметьте, а ведь члены этой семьи признаны – за невинную
кончину – святыми Русской православной церкви. Это ли не парадоксы
октябрьского «юбилея» в 2007-м!
Гораздо интереснее в этом смысле было бы посмотреть якобы не пошедшую в
эфир программу Соловьёва «К барьеру!» с участием «двух дочек» – Ксении
Собчак и Маши Гайдар. В Интернете широко распространяется этот памфлет.
Будто бы Собчак заявила: я вызвала Машу потому, что она всюду лезет с
папиной фамилией, чистая чмошница, и одета как уборщица! А Мария в ответ:
я принимаю вызов Ксюши Собчак, и хочу ответить, что она с фамилией своего
папы лезет всюду гораздо раньше, чем я! И если я одета как уборщица, то
она вообще не одета. Я предлагаю подарить ей трусы на деньги нашей партии!
Присоединяюсь к сему мнению и предлагаю также подарить Чубайсу и Веллеру
две книги с обязательством выучить наизусть: Бердяева «Истоки и смысл
русского коммунизма» и Курс истории КПСС, времен так середины 1950-х.
Отличная промывка для мозгов. А новые трусы тут уже не помогут…
Константин КОВАЛЁВ
Напечатано: Литературная газета, №
45 (6145) 14 – 21 ноября 2007 г.
Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на
теле".
Обсудить в Живом Журнале:
0kk0.livejournal.com