СЛЕДЫ на ТЕЛЕ - 2 |
|
|
Константин Ковалев (Ковалев-Случевский) Регулярные блог-обзоры российского ТВ (со страниц "Литературной газеты", с дополнениями)
Фантомы фамилий и фантазий Об эфирных поисках и иллюзиях
Уже давно я смотрю не телевизор, а телевидение. В силу 20-летнего рабочего теле-опыта невольно вижу не то, что показывают, а – кто и как показывает. Иногда лучше бы и не видеть… Заметки на эту тему могут показаться «не добрыми». Однако всё иначе, ибо: «любите ли вы телевидение так, как люблю его я?..».
Окололитературные «домыслы» Невольно примечаю, что вдруг модными становятся писательские фамилии-фантомы, они потихоньку размножаются на телеэкране. У нас уже есть Пушкина (Оксана) – образец задумчиво-грустного внимания к персоналиям на Первом, Чехова (Анфиса) – сексуальный феномен уик-эндного ТНТ, Хлебникова (Марина) просматривающая «улицы судьбы» на ТВ Центре. Толстых нынче в эфире даже трое. Среди них одна (Татьяна) «злословит» на НТВ, другой (Петр) успешно конкурирует с «вечной» ведущей «Времени» на Первом Катей Андреевой (опять же писательская фамилия). Фадеевых – просто пруд пруди, реальная гвардия на разных каналах и в сериалах. Выделяется Петр Фадеев на НТВ, который пытается поведать «всё сразу» о современном кино. И самое интересное, что большинство – реальные родственники, потомки. К чему бы я всё это? Да к тому, что порой фамилия становится бесплатной визой, подтверждающей некую телевизионную зрелость носителя. Эфир волшебно, словно Сезам иногда открывается для тех, чьи заслуги не всегда можно сопоставить с наследием их лобастых предков, не взирая на чудесно сохраненные таланты даже в третьем, самом удачном по генам поколении. Но любят, любят у нас литературу! Фамилии прошибают все стены. И вот мы уже в Ясной Поляне, где у письменного стола… Фёкла Толстая лирически вспоминает вдохновенные мгновения своей творческой биографии. А почему бы и нет? Потомкам киношников, артистов и эстрадников можно, так чем же писательские не вышли? Формат нынешней жизни позволяет. Ну и пусть его…
«Lost» не так уж прост Так в оригинале называется сериал, который идет на Первом каждый вечер. Я бы перевел его так – «Затерянные». В телепрограмме он обозначен по-другому: «Остаться в живых». Бум вокруг фильма разворачивается. Наши зрители начали смотреть второй блок-«сезон» сериала (в массовом порядке распространенный пиратами на рынках). А на Западе неделю назад стартовал третий! Форумы интернета заполнены пересудами. Появились сайты, только этому фильму посвященные. Раздаются призывы к посмотревшим – рассказать тайны будущих эпизодов. Словом, рожден и занял крепкие позиции на экране новый нон-стоп сериал с синдромом «бесконечности», «санта-барбара» нового времени. Для удачи есть причины. Внимание зрителей привлек не плохой подбор актеров, их не «замыленные» лица, искренняя игра, «необычность» идеи и сюжета (об этом – чуть позже), динамика и постоянное «удержание» зрителя в напряжении. Всё мастерски, по-голливудски, так сказать. Но есть и другая сторона «медали». Как это ни громко звучит – «идейная». Потому что «Lost» – не просто фильм, а фантастический фильм-идея, фильм-проповедь, наподобие книг и идей сайентолога Рона Хаббарда, сформированных в жанре псевдо-литературных фантастических «романов». И вот, что заметно в сериале. В нем (кратко): - собраны люди разных национальностей и цвета кожи, но они вообще не соблюдают никаких собственных традиций, - господствует материализм и научное мировоззрение (врач-знайка – главный герой), - не обозначены общеизвестные мировые религии (ни одна!), - есть мистические силы, но только «отрицательные» («проклятые» цифры, страшные «другие», «ужасы» острова и пр.), - отсутствуют «силы добра» (человек должен сам решать проблемы и рассчитывать только на свои силы), - и, наконец, в lost-бытии есть «ад», но нет… «рая». Можно продолжать, но и этого пока достаточно. Ясно, что нам предлагается очередной концепт некоей «новой религии», «религии 21 века», обозначенной кодовыми словами Dharma Initiative («учение инициативных»). Причем авторы сценария находятся в непростом положении, им еще далеко до финала. И порой не совсем ясно – знают ли они, что делают, или «въехали» в сценарий по «самое не хочу» и не предполагают – к чему выйдут в итоге и чем закончат. «Первоканальный» вариант перевода названия «Lost» («Остаться в живых») далек от идеи фильма, ведь это не банальный фильм-катастрофа с перипетиями выживания героев. Происходящее не имеет реального отношения ни к острову, ни к авиакатастрофе. Это лишь повод для сюжета, его форма, но не содержание. Поэтому «Затерянные» – название более точное. Герои попали в некую ситуацию, потому что у каждого из них были на это причины, какая-то судьба, «предыдущая» жизненная проблема. Что-то припоминается уже давно знакомое… Старая идея. Принадлежит она Жану Полю Сартру и изложена в его пьесе «За закрытой дверью». Ровно 20 лет назад одним из первых у нас эту пьесу решил поставить на сцене МХАТа на Тверском Георгий Бурков. Хорошо помню это «перестроечное» время, я работал тогда завлитом театра и замечательный, известный уже тогда актер заходил в мою комнату, чтобы обсудить идею. Предполагалось включить её в репертуар, а он хотел выступить в качестве режиссера и сыграть главную мужскую роль. Георгий Иванович открылся тогда для меня с необычной стороны. Он говорил вдохновенно, на первый взгляд простецкий «шукшинский» типаж его лица вдруг менялся, когда он рассуждал о французском экзистенциализме. Так что же сериал «Lost» взял у Сартра? Ответ: главное и взял. Идею и в некотором роде – форму. Пьеса Сартра известна. Герои попадают в абсолютно закрытое помещение (сиречь – «недоступный остров»), предполагая, что очутились там случайно и как-то смогут выйти. Но выйти нельзя, и начинаются обсуждения – а почему они здесь. Герои догадываются, что их «сюда поместили», специально подобрали друг к другу, «наказали» за нечто совершенное в жизни, и, наконец, что они будут находиться здесь вечно. Вечно! Такая вот экзистенциальная концепция «ада». Сейчас я с помощью Сартра просто пересказал идею сериала «Lost». Но Сартр написал пьесу еще в 1944 году! А «новая религия» от «Lost» вдруг «родилась» в начале нашего века. Так в чем же её новизна? Представляю будущие выступления по поводу сериала: от дьякона Кураева до студии у Малахова. Но формат данной публикации позволяет лишь начать дискуссию. И вернуться к ней, надеюсь, позднее.
Субъективный анонс-рейтинг ТВ (Как всегда с улыбкой). Доверять На всех каналах: пока еще новостям (но к вечеру, когда «устоятся»), т.к. это единственное сносное реалити-шоу. Не принимать на веру На «Культуре»: утверждения Эдварда Радзинского (программа «Линия жизни»), будто именно он впервые открыто «рассказал стране и миру о том, что случилось с Россией в 20 веке» (при всём искреннем уважении, Эдвард Станиславович, это уж слишком!). Поддержать На НТВ: Татьяну Догилеву – ведущую нового ток-шоу «Две правды». Её испуг от потока обсуждаемых жизненных проблем не проходит уже в течение нескольких недель. Поразиться На Первом: возврату со скрипом в эфир уже окончательно закрытой программы г-на Познера и стопору фантазии в его попытках склонять слово «времена». Советую Перед сном – телевизор не смотреть (врачи рекомендуют!). Не советую На всех каналах – следить за курсом доллара (не спасет!).
Константин Ковалев
Напечатано: Литературная газета, № 42 (6090), 11 – 17 октября 2006 г. Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на теле".
Обсудить в Живом Журнале: 0kk0.livejournal.com
|
Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.