Сакраментальная
фраза: «Мы в эфире!» – на самом деле весьма многозначительна, потому
что, находясь в состоянии подобного кайфа, можно понаделать всяческих
«странностей» и даже «глупостей», за которые по меньшей мере, как
говаривали раньше, потом «стыдно будет». Но понятие «стыд» и «телеэфир»
– вещи уже давно противоположные, антонимические, а потому не будем
лукавить: телеэкран нынче – это большая иллюзия для народа, нечто очень
близкое тому, что однажды в горячке борьбы известный вождь окрестил
«опиумом».
О ТВ-религии
Можно ли сравнить
наше телевещание с религией? Даже нужно. Объясню почему.
Телевизор нынче во многих домах – увы – вместо иконы
(или алтаря), в красном углу дома. Но кто смотрит на обитателя такого
жилища с экрана или какие он зрителю «знаки подаёт» – сами знаете, сразу
и не ответишь.
«Ящик» или «панель» фактически заменили людям домашний
очаг. Пришли с работы, с холодной улицы, включили, огонёк загорелся,
стало «теплее», можно и «постановочку какую-нибудь посмотреть»
(известная цитата из старого советского фильма). По сути, это
электронный камин, который, правда, топится не хозяевами дома, а
каким-то странным субъектом, существующим «по ту сторону».
Телевизор – друг и родственник. Выручает при стрессах.
А для некоторых людей – просто таблетка от одиночества, возможность
«общения с миром».
Телевещание – Колизей современности. Зрелища сами
вкатываются в дом, не требуется из него выходить. И порой эти зрелища
даже заменяют хлеб.
Телеобразы – лежат в основе международного языка
общения. Фрагменты «без комментариев» с любого конца света не требуют
перевода, и так всё ясно.
И наконец, телевидение – сдерживающий социальный
фактор. Лучше «болеть» за жизнь или футбол дома, а не на улице, выражать
протест с помощью избиения экрана, а не представителей правопорядка,
лучше иллюзорный мир, нежели реальная война, да и «ввинтить» в мозги с
его помощью можно гораздо больше, нежели речами на площадях или
уговорами на стадионах.
В конечном итоге – разговоры зрителя с телевизором
(реальные или мысленные) стали чем-то похожи на медитацию, реакция на
него – чем-то напоминающим обряд ежедневного соединения с «живоносной
сутью», а ожидание тех или иных программ и передач – сродни интересу к
регулярным проповедям или появлению очередного «примелькавшегося
мессии».
Телевидение – религия ещё и потому, что в него ВЕРЯТ!
По данным ВЦИОМа, подавляющее количество зрителей доверяют тому, что
было сказано с экрана. Сомнения, конечно же, присутствуют. Ну а какая же
религия без сомнений!
Вот так и существует гигантская по своим масштабам
«церковь», объединяющая миллионы людей, причём разных мировоззрений, в
огромную армию фанатов, излечить которых не способен нынче ни один
специалист.
И чтобы управлять телевидением, необходимо стать его
гуру, учителем, авторитетом, отцом-настоятелем. Мы живём в эпоху, когда
телевизионный «храм» клонирован в каждом доме, а виртуальное «Останкино»
уже стало зрительским «Ватиканом». Власть «серых кардиналов телевидения»
сегодня настолько сильна, что даже на глазах у изумлённой публики можно
сделать из мухи слона, и миллионы в это поверят. Аллилуйя!
Эффект недоверия
В последнее время мы переживаем кризис тележанра
под названием «ток-шоу». Разговорный жанр довёл нас до точки. Говорим
обо всём, а результат – «ноль»! Слово и мнение обесцениваются. За
красивыми формулировками и выученными фразами, за цифрами и фактами
ничего не стоит, кроме констатации общеизвестного или примитивных
пугающих предсказаний. Одни и те же темы пересекаются на обсуждениях
разных телеканалов, с одинаковыми выводами и определениями. Ток-шоу
новой формы и содержания, нового смысла или идеи – нет. Дежурные беседы
ведущего с тремя–шестью гостями, экспертами и «народом» за их спинами
так же дежурно расставлены в сетке вещания почти всех основных каналов.
И все они клонированно обсуждают клонированные темы. Найдите несколько
отличий в передачах типа «Судите сами» (Первый), «Национальный интерес»
(Россия-1), «Чистый понедельник» (НТВ), «Три угла» (РЕН ТВ), и можете
получить приз «смекалистого телекритика». Ведущие – увы – не
оригинальны, гости – одни и те же. Даже «Поединок» Соловьёва (не
оговариваюсь, ибо он не секундант, а третья – «стреляющая» сторона, что
довольно странно для дуэлей, если быть точным), по сути, та же копия
вышеперечисленного. О разговорах на «Пусть говорят» с Малаховым я даже
не упоминаю, так как это «религия для маргиналов» с неожиданными
проблесками отдельных чествований известных в народе людей. Чересчур
навязчивое желание влезть в мозги телезрителей стало отпугивать от
передачи даже озабоченных пенсионерок и домохозяек – главных зрительниц
этого «шоу», потому что «всенародное судилище сплетен с помощью самих же
сплетен» может разжижить мозги даже самым упёртым скандалисткам,
прошедшим суровую школу бывших отечественных коммуналок и битв в
очередях за колбасой. Грязное бельё у нас любят вытаскивать на свет и
перебирать, но не хотят стирать! Цель такой телерелигии не чистота, а
бомжовая радость почивания на свалке воняющего мусора после ужина с
хрящиками из соседней помойки.
Что это, кризис жанра? Неумение им пользоваться?
Нежелание работать над собой? Думаю – всё это вместе взятое. Это как
зевающий проповедник перед паствой: мол, куда народ денется, всё равно
прослушает, а проповедь на данный день уже давно заготовлена, выучена,
ещё в предыдущие годы говорена, то есть надёжна и правильна по сути. Что
ещё «пиплу» нужно?! Аллилуйя!
На этом фоне ток-шоу «НТВшники» стало немного
привлекать внимание, забавлять. Казалось бы, похожий на малаховский сбор
людей, усевшихся в круг для обсуждения. Но в отличие от сумбурного
сборища случайно приглашённых гостей на Первом здесь всё же в основном –
журналисты и профессионалы обсуждаемой темы, им есть что сказать, причём
неожиданное, у них глаз не замылен, и смотрятся они естественнее, чем
изрядно поднадоевшие «эксперты с регалиями». В этом смысле удачным можно
назвать и ток-шоу «Право голоса» на 3-м канале, потому что мы встречаем
там новые лица и новые мнения.
Думается, что эпоха «прошлогодних экспертов» на нашем
ТВ закончится тогда, когда на экране перестанут появляться люди типа
«Жириновский или Павловский». Кризис жанра связан часто с кризисом
содержания. А оно-то как раз зависит от смены экспертных поколений.
Неумение и нежелание искать новые имена, то есть полная
неквалифицированность редакторского состава большинства телевизионных
ток-шоу – налицо. Они просто не знают, кого приглашать. Ибо не читают не
только специальную литературу, но и популярные статьи хотя бы в том же
Интернете, чтобы очертить круг людей, погруженных в тему. В итоге мы
мелем одну и ту же прогорклую муку, а зритель давится недопечённым
хлебом, предполагая причаститься с его помощью к пониманию
современности. Нам впаривают не телевИдение, а иллюзию, некое
телевидЕние, зачастую основанное на пустоте или напоминающее вчерашнюю
заварку, суррогат, ремонт из давно отработанного материала. Обществу же
требуется выдвижение свежих сил и умов. И надо иметь смелость создавать
ток-шоу с привлечением абсолютно новых лиц, что будет способствовать
развенчанию некоторых устоявшихся псевдорелигиозных телеустановок.
Сказано: «Дух дышит где хочет… а не знаешь откуда приходит и куда
уходит». Дайте ему проветрить телестудии и дома зрителей! Всё остальное
– от лукавого: пустота, блеф, косность и конформизм. И если, как говорил
Пастернак, различить «творчество и притворство», то можно будет
следовать путём развития, а не мимикрии. И тогда прихожане гигантского
виртуального храма под названием Телевидение будут иметь шанс выйти из
состава сектантов, даже если телевизионные «гуру» будут продолжать этому
сопротивляться.
Да здравствует
«ноль промилле» в мозгах наших телезрителей!
Константин КОВАЛЁВ-СЛУЧЕВСКИЙ
Напечатано: Литературная газета, №
50 (6304)
8-15 декабря 2010 г.
Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на
ТЕЛЕ".
Обсудить в Живом Журнале:
0kk0.livejournal.com