Константин Ковалев
(Ковалев-Случевский)
Регулярные блог-обзоры российского ТВ
(со страниц "Литературной газеты", с
дополнениями)
Тэффи и ТЭФИ – вовсе не тёзки!
У таблеток от бесславия есть срок годности
«Академий» в последние полтора десятилетия появилось
множество. В некоторые можно вступить официально, заплатив некий денежный
взнос. Не замысловато, но… откровенно. Ведь для кого-то статус «академика»
(любого!) значит много больше, чем звание какого-нибудь «лауреата».
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МАГИЯ
«Внутрителевизионная» общественность затаила дыхание. Приближается
«церемония вкушения таблетки от бесславия» – «ТЭФИ-2006». Некие люди уже
распределили выдвиженцев в номинациях «как положено» и понесли в чистку
смокинги (пылящиеся с ельцинских времен, благо мода на них – неизменна).
Помнится, даже Бунин имел визитку, на которой после фамилии отмечал:
«академик». Но он и в правду был таковым, то есть имел отношение к
Российской Академии наук (той самой, еще со времен Ломоносова). Баловался
Иван Алексеевич и еще одной карточкой, где было начертано «литератор», ибо
не любил слово «писатель». Но «академик» – это всегда звучало и звучит
гордо!
Представим себе «крутого» (по его собственному мнению) работника
телевидения, который решил поразить мир своей визиткой. И что в ней
написать? «Телевизионщик»? Звучит дешево. «Сотрудник канала»? Мелковато.
«Ведущий»? Их нынче пруд пруди. «Телезвезда»? Мощно, но с перебором. А вот
«Академик», да еще и «Академик Телевизионной Академии», да еще и у «груди»
некоей «Тэфи», так напоминающей что-то «бунинское», «аристократичное»,
«интеллектуальное», «эмигрантски-возвышенное», – перед такой визиткой никак
не устоять.
Известно, что на телевидении не все работают вечно. Такая уж специфика. Был…
и вот уже нет! Как Сагалаев, например. А в «академиках» – можно числиться
вечно, это «звание» так сказать пожизненно-посмертное. Жаль, что не реальная
Академия, например, наук. Там ведь надо натурально что-то важное сотворить.
Есть, конечно, иные способы «проникновения». Зураб Церетели, например,
оказавшись в Российской Академии художеств, тут же внедрился в главные её
помещения. Но еще проще… имитация. Создать нечто виртуально значимое. И пока
в руках эфир – впихнуть этот виртуал в мозги доверчивых зрителей. Москва
слезам не верит, а вот упорно повторяемым эфИмерным «истинам» по сию пору с
наивностью – да! Но откроем горькую правду: нынешняя «академия российского
телевидения» официально вовсе не «академия», а… обыкновенный фонд.
Следовательно, члены организации должны называться не «академиками» (в
данном случае – даже не вполне правомочное наименование), а «членами фонда».
Чудо-прозаик, подруга Бунина, знаток сатиры Надежда Лохвицкая, подписывавшая
в прошлом веке свои сочинения псевдонимом Тэффи, до эмиграции из «красной»
России тоже успела поработать в Академии художеств. Однако ей хватало
чувства юмора для того, чтобы не «опускаться до заоблачных вершин». А ведь
её имя в России было на слуху: дамы в театрах покупали коробки конфет
«Тэффи», пользовались одноименными духами. Даже император, говорят,
призывал: «Никого не надо. Одну Тэффи!».
Конечно, Тэффи и ТЭФИ – не тёзки. А потому уже объявленная трансляция
церемонии внутрицехового самообожания и взаимообмена статуэтками вновь не
окажется существенным событием в нашей жизни. Сверкнет и испарится, как и
надуманное звание «академика» на затерянной в карманах визитке.
Правда, есть талантливые журналисты на ТВ. В здравом уме и твердой памяти. К
вам и обращаюсь, господа! Стоит ли продолжать эксперименты с приемом уже
переживших свой срок «лекарств»?
ЛИЦО И ЛИЦА КАНАЛОВ
Каждый телеканал издавна имел главные, ключевые программы и передачи,
которые и составляли его «лицо», узнавались сразу. Многие помнят, что на
«старом Первом» это были «Время», «Клуб путешественников», «В мире
животных», «Кинопанорама», КВН, «Спокойной ночи, малыши» и др. На «втором»,
например, «Вести», на «третьем» – «Добрый вечер, Москва!», на «четвертом» –
«Итоги», и т.д. Потери или изменения «лицевых» программ, меняют весь
телеканал, а могут даже его погубить.
Что сейчас можно назвать лицом наших основных каналов? Сериалы, одинаковые
ток-шоу и бесконечный «юмор»? Всё так быстро течет и меняется, что
узнаваемость каналов становится все меньшей, лица и названия сливаются в
одно, очень похожее только на самоё себя. Генетика телевидения едва уловима,
но селекция однообразия – очевидна. Главные «метровые» каналы
самоубийственно стремятся на уровень «дециметровых», а те – тихонечко
крадутся навстречу.
Телеведущие не менее быстро перемещаются с канала на канал, тем самым, будто
повторяя непотопляемых госчиновников, в брежневские времена остававшихся и
ныне остающихся на плаву, на определенном «не понижаемом» уровне. На Первом,
кажется, проявляется Леонид Парфенов, теперь уже, говорят, в эстрадном
жанре. Главное, чтобы не забыли…
Надоедает и странное мелькание одних и тех же лиц в качестве гостей на
ток-шоу многих телеканалов. Набор приглашаемых персонажей будто
перетасовывается, новые осмысленные лица почти не появляются. С чем это
связано? Нет, не с тем, что будто бы «свежих» лиц не существует. Просто
привлечение новых людей – требует знания мира российского интеллекта во всех
сферах: науки, бизнеса, литературы, живописи, музыки, философии, социологии,
театра и даже всем известного кино. Но катастрофически узкий кругозор
изрядно помолодевшего и зачастую не так давно переехавшего в Москву
редакторского состава (не всего, конечно!) мешает сделать эти важные шаги.
Легко догадаться, что в редакторско-администраторских компьютерах и «мобилах»
одни и те же мэйлы и телефоны, да и «тусуются» они лишь между собой, в одном
и том же «останкино», в одних и тех же «дневно-ночных клубах». Любой, кто
посещает страницы Живого Журнала в Интернете, может в «открытом эфире»
убедиться – чем «телетусовщики» нового времени интересуются в своих
сообществах. Беда…
Для открытия новых имён и лиц – нужны усилия, но на поверку проще –
«заткнуть» эфир очередным Никасом или Жириком (не в укор вышеупомянутым).
Кажется ректор МГУ тут недавно пожаловался: абитуриенты журфака с таким
трудом ныне сдают вступительные экзамены, что университет вынужден понижать
«приемную планку». А именно эти выпускники потом заполняют коридоры «останкино»
и за чашкой-кружкой кофе-пива решают – кого и как хотят видеть «миллионы».
Вот так всё банально, и при этом – жутковато…
СУБЪЕКТИВНЫЙ АНОНС-РЕЙТИНГ ТВ
Продолжаем улыбаться и…
Немного посмеемся
Над Первым: когда в финале веселой международной «Большой игры», куда
приглашают артистов и шоу-менов, в нашей команде вдруг появляются плечистые
спортсмены-профессионалы. Может нам вообще убрать хилых актеров? Тогда,
наконец, все победы будут за нами. ВСЕ!!! «Go! Go! Go! Россия – чемпионка!».
Оценим
Канал «Столица»: с его стремлением активизировать новостные программы, хотя
до «всей правды» о Москве – еще далековато.
Не включаем
На СТС: трансляцию «церемонии от бесславия» «ТЭФИ», чтобы на суде совести не
оказаться свидетелем получения 99-й статуэтки лично президентом фонда «телеакадемии»
г-ном Познером, и 33-й – его отдельными приближенными (Брежнев со «звездами
на груди» уже бы прослезился).
Включаем
Если уж невтерпёж – «церемонию» вручения «ТЭФИ», дабы окончательно
убедиться, что лучше выключить.
Константин КОВАЛЁВ
Напечатано: Литературная газета, №
44 (6092), 25 – 31 октября 2006 г.
Раздел "ТелевЕдение", рубрика - "Следы на
теле".
Обсудить в Живом Журнале:
0kk0.livejournal.com