Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ На страницу "Рублёвка"

К. Ковалев-Случевский. Другая Рублевка. Главы из книги

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Рублевка - название
Рублевка - Мневники
Рублевка - Хорошево
Рублевка - Конюшки
Рублевка - Татарово
Рублевка Троице-Лыково
Рублевка - зимой
Рублевка - Крылатское
Рублевка - конезавод
Рублевка - Колокола
Рублевка - герб Москвы
Рублевка - медведи
Рублевка - Св. Савва
Рублевка - Пушкин
Рублевка - Левитан
Рублевка - Волошин
Рублевка - Малевич
Рублевка - Бердяев
Рублевка - Горький
Рублевка - Сталин
Рублевка - А.Толстой
Рублевка - Тарковский
Рублевка - В. Ян
Рублевка - Л. Орлова
Рублевка: Президент РФ
Рублевка - маршруты
Рублевка - будущее

 

Содержание книги ›››

 

 

 

 

Rambler's Top100


 

 

Константин Ковалев-Случевский

ДРУГАЯ РУБЛЕВКА
Тайны Царского пути
Виртуальное путешествие во времени и пространстве

 
ТЕКСТ КНИГИ
: из главы 4, продолжение
 

Глава четвертая. ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА ПУТИ

 

(полностью тексты глав см. в книге)

 

Рублёвские скакуны – потомки орловской Сметанки

О конезаводе особый сказ. О нём вообще на Рублёвке ходят легенды.
До появления здесь самых современных и дорогих автомобилей главным средством передвижения была, конечно же, лошадь. И породистый рысак стоил намного больше, чем сегодня хороший «Бэнтли». Портрет графа Орлова XVIII века в упряжке с именной лошадью, выведенной на лучших конезаводах, равносилен нынешней фотографии, где хозяин новенького «Мазерати» индивидуальной сборки позирует перед своими поклонницами. Правда если стоимость самых дорогих машин позиционируется около (до и после) миллиона долларов США, то и поныне – стоимость уникальных лошадей на аукционах значительно больше!
Вот почему наш рассказ – это ещё один важнейший штрих к портрету Рублёвки во всех её проявлениях. Верховая езда ныне привилегия не для всех. Не только потому, что на это нет времени, но и в связи с тем, что для этого нужны некоторые денежные затраты. Теперь лошади не средство передвижения, а роскошь. Это ещё и роскошь общения с умными и очень красивыми животными, которых иногда не случайно сравнивают со старшими братьями – «человеками»…
Мы уже рассказывали о том, как ещё в годы правления царя Ивана Грозного в направлении исторической Рублёвки, у Серебряного бора появились первые конюшни для выведения особых пород лошадей. По этой причине местное поселение-слободка получило название Конюшки. Видимо, какими-то незримыми нитями эта традиция связала времена и соединила это важное начинание с данным регионом Московии. Ведь спустя почти четыре столетия на Звенигородском Царском пути появился ещё один важнейший центр по выведению лошадей. Специализированный конный завод.
В начале XX века лошади всё ещё оставались главным средством не только передвижения, но и сельского производства. От того, какова лошадь, какова её производительность, сила, выносливость – зависело многое. А если добавить к этому красоту, осанку, грацию, быстроту и прочие характеристики, то можно говорить о чём-то гораздо большем, нежели простое ведение крестьянского хозяйства. Ведь лошадь ещё была нужна и на войне, и в спорте.
Мы совершим небольшое путешествие на Первый Московский Конный завод, прообраз которого появился в районе села Успенское и Горок-10 на рубеже XIX и XX столетий. Но с вышеупомянутым названием предприятие начало своё существование с 1924 года.
Главное, необходимо понять, что ничего не возникает просто так, на пустом месте. Ведь до 1917 года только в Подмосковье существовало около семидесяти конезаводов, и в них содержали более двухсот производителей.

Арабский скакун Сметанка. Рисунок XVIII в.

Если мы возьмем район современной Рублёвки, – Звенигородский уезд Московской губернии того времени, – то выясним, что здесь успешно работали десятки частных хозяйств, собственники которых давно и профессионально разводили лошадей. Уже тогда считалось, что Царская дорога (кстати, лошади все ещё были нужны для того, чтобы по ней же передвигаться, ведь век автомобилей тогда только начинался) была важным местом в развитии российского коневодства. Статистика того времени поразительна. Оказывается, Россия была безусловным лидером среди других стран мира по количеству лошадей. Поголовье исчислялось цифрой в 40 миллионов – 41 процент от поголовья всей планеты. Звенигородский край также слыл в числе передовых в данной сфере хозяйства.
Так появился конный завод в селе Успенском, которому покровительствовала супруга князя Святополка-Четвертинского. Основы его заложил ещё в 1850 году сам князь Борис Владимирович Святополк-Четвертинский. Затем к разведению скакунов подключился Сергей Морозов, брат Саввы Морозова, выкупивший княжеское имение с замком. Завод тогда географически именовался как Успенское-Молоденово (всё это окрестности Горок-10).
А потом – Первая мировая война, переворот в стране и война гражданская породили голод и разруху. В первую очередь пострадало поголовье лошадей. Многие из них погибли во время военных действий. Не хватало фуража, да и люди иногда питались кониной, не имея другой еды. Заниматься коневодством вообще было некому, да и негде.
В 1918 году рублёвский конезавод в Успенском перешел в собственность советского государства. Здесь не только чудом уцелело некоторое количество ценного поголовья лошадей, но и сохранились профессиональные кадры обслуживающего персонала. Эти люди и возродили старинные традиции, в том числе в соседнем селе Иславском, где работами руководил бывший владелец здешнего конезавода, прекрасный наездник В.Р. Трапезников. Говорят, что производственные мощности всех морозовских конюшен того времени давали возможность разводить около 100 голов лошадей.
В начале 1920-х годов объединили остатки окрестных хозяйств в одно целое. Так, собственно, и появился Первый московский опытный госконзавод (или Московский конезавод № 1). В него вошли старинные заводы из Молоденово, Иславского, Успенского, а также другие звенигородские конезаводы князей Голицыных в Вязёмах, Ивана Морозова, семьи Витт в Жаворонках и ещё несколько более мелких.
Мы уже говорили о том, как неподалёку, ближе к Москве, в районе Зубалово, Феликс Дзержинский основал конное хозяйство, связанное с деятельность ОГПУ. Все эти действия в направлении Рублёвки происходили практически одновременно. Нужен был транспорт. К сожалению, немногие тогда понимали важность развития «конного дела». Для неспециалистов лошади – это просто лошади. А специализированные породы, казалось, тогда не особенно были нужны. Время трудное – не до изысков.
Но завод выжил. Он постепенно превращался серьезный научно-практический центр по селекции орловского рысака. Инициаторами предприятия явились специалисты-профессора В.О. Витт, С.В. Ваганов-Мово и Н.Ю. Тиеф, а также научный коллектив Зоотехнического института, в который входили профессора П.Н. Кулешов и И.С. Попов, и сотрудники Сельскохозяйственной академии А.Р. Жебрак, В.А. Щекин, В.П. Добрынин, включая представителей МОЗО С.И. Зайцева и С.И. Лесли.
Почему на Московском конном заводе № 1 разводили именно орловского рысака? И что это за порода? Об этом поговорим особо.
Из-за большого внимания к разведению орловских рысаков завод на Рублёвке часто путают с теми первыми конюшнями, которые стал строить ещё сам инициатор их разведения граф А.Г. Орлов-Чесменский (от его фамилии и пошло наименование – «орловские» рысаки). То был знаменитый Хреновской конный завод (основан в 1776 году), расположенный в Воронежской области. Именно граф Орлов и вывел в конце XVIII столетия выдающуюся российскую породу, которую мы называем орловским рысаком. Был у графа завод и в Подмосковье, например, в старинном селе Остров. Однако и тот завод не имеет прямого отношения к рублёвскому конному заводу № 1.
Откуда же взялись орловские рысаки, которыми уже долгое время гордится наша страна? История эта началась во время русско-турецкой войны 1770-х годов. Тогда граф Орлов командовал русской эскадрой на Средиземноморье. Мы воевали с турками.
К счастью, победы были на нашей стороне. Турецкий султан вынужден был продать Орлову свою самую лучшую лошадь – арабского скакуна. Как говорят, граф заплатил за покупку 60 тысяч рублей.
В те же времена Орловым был также приобретён знаменитый алмаз невероятной величины в 200 карат. Его граф потом подарил императрице Екатерине Великой, и он теперь украшает императорский скипетр – символ государственной власти царской эпохи (ныне хранится в Московском Кремле). Так вот стоил алмаз «Орлов» (а именно так он стал затем называться) около 200 тысяч рублей. То есть один из семи самых важных и дорогих исторических, драгоценных камней Алмазного фонда, являющийся залоговой собственностью Министерства финансов РФ, оценивался так же, как всего лишь… три арабских скакуна!
Драгоценный жеребец от турецкого султана был назван Сметанкой за свой удивительный белый окрас. Его отправили в Россию своим ходом в сопровождении полка вооруженных солдат. Ведь украсть могли по дороге, или убить. А это не одно, а несколько состояний! За два года пути (!) полк со Сметанкой всё-таки успешно достиг России.
Так появился у нас прародитель орловских рысаков. Он стал самым дорогим скакуном в истории России. Примерами этому могут служить современные Орлову цены на лошадей (середина XVIII столетия). На российском рынке обычно торговали от 30 до 60 рублей за лошадь. Редко цена приближалась к 100 рублям. То есть Сметанка стоила в тысячу раз дороже обычного жеребца! За 60 тысяч рублей можно было бы купить тогда с десяток хороших имений с большой землей и с сотнями крепостных крестьян, к примеру, на той же подмосковной Звенигородской дороге, нынешней Рублёвке!
Жеребца от турецкого султана привезли в Подмосковье, в село Остров (ныне – рядом с городом Видное Ленинского района), где было имение графа Орлова. Оказалось, что скакун был необыкновенным. Его туловище выглядело немного удлиненным. После кончины стали рассматривать скелет Сметанки, дабы поместить его в музей. Оказалось, что у жеребца был лишний (19-й) спинной позвонок, плюс ещё по этой причине он имел дополнительную пару ребер!
От Сметанки пошли и все орловские рысаки. Их историю можно проследить, в частности, в уникальном Музее коневодства в Москве. Он расположен в Тимирязевской академии, сотрудники которой помогали рублёвскому конезаводу в начале его становления. Создал музей коннозаводчик Я.И. Бутович ещё в начале XX века, первоначально в Тульской губернии. В 1928 году почти 1200 экспонатов перевезли в Москву, в здание Московского ипподрома. Однако основатель музея был арестован, а затем выслан из столицы. Так он и сгинул в неизвестности, скончавшись где-то в 1937 или 1938 году, в ссылке. И лишь в 1940 году музей переехал в Тимирязевскую академию. Советую посетить, хотя бы раз…
Что же такое – орловский рысак?! В двух словах – вот что.
Эти лошади – обладатели необычно высокой резвостью на рыси. Красиво и удачно сложенные, они словно созданы для упряжки. Голова у лошади небольшая, что заметно ещё на старинных картинах (идёт от самой Сметанки). Шея высоко поставлена, с характерным, сразу отличающим породу «лебединым изгибом». Спина мощная, крепкая и мускулистая, как, впрочем, и ноги.
Самым главным для коннозаводчиков стало ещё одно качество орловских рысаков. Они прекрасно передают все свои лучшие качества потомкам. Поэтому их можно активно использовать для улучшения пород и массового коневодства. Распространены такие масти – серая, серая в яблоках, красно-серая, светло-серая, тёмно-серая. Бывают также гнедые и вороные, а также рыжая и чалая.
Интересно, что ещё сам граф Орлов начал проводить так называемые «московские бега», которые быстро стали знаменитыми и чрезвычайно популярными (с тех времен у нас и появился известный всему миру тотализатор). Летом бега проходили на поле, а зимой — по льду Москвы-реки. Помните, как мы говорили о знаменитых зимних поездках царей по реке в сторону Звенигорода (зимний вариант современной Рублёвки)?! Так вот орловские рысаки умели бегать уверенной рысью даже по льду. Аналогичные ледовые скачки стали проводиться затем и в Санкт-Петербурге — на замёрзшей Неве. А в 1834 году был открыт первый в Европе беговой ипподром, и даже организовалось Московское беговое общество. И в самой гуще событий находились тогда лошади орловской породы, для названия которой стали добавлять слово «рысак».
Московский конный завод № 1 в Горках-10 стал крупным научно-практическим центром по сохранению и селекции орловского рысака. Вершиной его деятельности стало выведение таких знаменитых, легендарных жеребцов, как Квадрат и Пион. Они стали шедеврами орловской рысистой породы, а также лучшим достижением учёных и сотрудников конезавода.
Гнедой жеребец Квадрат был признан чемпионом породы по экстерьеру на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ). В возрасте 4-х лет он выиграл все главные призы (для четырёхлеток). Легендарный Квадрат после завершения карьеры был отправлен вновь на рублёвский конезавод в качестве производителя. Он стал прародителем более 600 лошадей, многие из которых получили по наследству идеальный, очень красивый экстерьер. Часть из них была продана ценителям породы – покупателям из Азии и Европы. Его наследная линия является теперь одной из основных в породе орловских рысаков.
В память об этом уникуме было решено установить памятники. Теперь точные копии Квадрата красуются на территории Московского конезавода № 1 на Рублёвке, а также перед павильоном «Коневодство», что на ВВЦ (Всероссийский выставочный центр в Москве, бывшая ВДНХ).
В 2002 году открыли здесь, на Рублёвке детскую конно-спортивную школу. На официальной церемонии выступил В.В. Путин, тогда президент Российской Федерации.
Некоторые лошади конного завода в Горках-10 экспортировались в Данию, Италию, США, Францию, Японию и другие страны. С октября 2004 года непосредственно на Московском конезаводе № 1 проводятся международные аукционы, причем, весной и осенью.
Кстати, на заводе создали подразделение конной охраны, которое патрулирует территорию. В работе подразделения используются лучшие традиции и опыт уставов Российской армейской кавалерии, а также российского казачества и конной милиции.
Важнейшим начинанием Рублёвского конезавода является идея создания в этом регионе Национального конного парка. Такие парки могут отвечать самым современным мировым стандартам. Здесь можно будет совершить верховую прогулку на лошадях, провести спортивные мероприятия (кроме профессиональных скачек, например, поиграть в конное поло). Парк мог бы стать уникальным местом для активного семейного отдыха.
Впрочем, подобные мероприятия уже здесь проводятся. Но как всегда, самое лучшее, видимо, ещё вперёди. Не секрет, что конезаводы, как правило, занимают весьма обширные земельные территории. Можете себе представить – что это значит для региона Рублёвки, где каждая сотка стоит значительную сумму денег. Охота за земельными угодьями мгновенно прекратится, если будет создан Национальный конный парк. Важно это ещё и с экологической точки зрения. Ведь ландшафт останется нетронутым.
Кто из известных людей бывал тут, на Первом московском конном?
Конечно, живший буквально в двух шагах писатель М. Горький, а также приезжавшие к нему К.А. Федин, B.C. Иванов, В.В. Вересаев и А.С. Новиков-Прибой, да гости из-за рубежа – Герберт Уэллс и Ромен Роллан. Естественно, захаживал Семён Будённый, страстный поклонник лошадей. Не проходили мимо деятели партии и госаппарата: Анастас Микоян, Никита Хрущёв (который, все же, намного больше интересовался крупным рогатым скотом, завезённым из Финляндии). В 1970-е бывал тут Леонид Брежнев. Вослед за ним – временно обитавший на Рублёвке президент США Ричард Никсон, кубинские лидеры Фидель и Рауль Кастро, даже кинозвезда из Италии Джина Лоллобриджида. И сегодня сюда захаживают многие известные люди. Как пройти мимо такого уникального места в ближнем Подмосковье!
Снимали на Рублёвском конезаводе и фильмы. Например, «Крепыш» – о легендарном орловском рысаке. Актёр Олег Видов в киноленте «Всадник без головы» восседал на вороном жеребце Пассаже и серой орловской Катушке (её потом на аукционе купили японцы), вполне заменивших собой диких мустангов, которых должны были изображать. Даже кинорежиссёр Светлана Дружинина не прошла мимо лошадей Московского конного завода на Рублёвке. Здесь она снимала часть киноэпопеи «Гардемарины». А шестёрка рублёвских лошадей украшает ещё один фильм – «Дубровский».
Важно отметить следующее. В 2001, 2003 и 2005 годах завод был награждён золотыми медалями ВВЦ за достижения в племенном животноводстве. По итогам 2004 года его признали лучшим в России по разведению лошадей орловской рысистой породы.
А хотелось бы проехаться по Рублёвке на дрожках, запряженных орловским рысаком, зимой, с ветерком, без мигалок и пробок, до самого Звенигорода?! Мечтать никто не запрещает. Времена не только меняются, но, бывает, и возвращаются. Естественно – в самых лучших своих проявлениях.
Или нет?
 

(полностью тексты глав см. в книге)

 

Содержание книги ›››

 

 На страницу "Рублёвка"

 

Данная публикация отрывка из книги "Другая Рублевка" является авторской работой Константина Ковалева-Случевского (Константина Ковалева), вышедшей в печатном виде. При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - Константин Ковалев-Случевский - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! С иными правами или возможностями публикаций можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".

 

 

Locations of visitors to this page

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.