Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ На страницу "Рублёвка"

К. Ковалев-Случевский. Другая Рублевка. Главы из книги

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Рублевка - название
Рублевка - Мневники
Рублевка - Хорошево
Рублевка - Конюшки
Рублевка - Татарово
Рублевка Троице-Лыково
Рублевка - зимой
Рублевка - Крылатское
Рублевка - конезавод
Рублевка - Колокола
Рублевка - герб Москвы
Рублевка - медведи
Рублевка - Св. Савва
Рублевка - Пушкин
Рублевка - Левитан
Рублевка - Волошин
Рублевка - Малевич
Рублевка - Бердяев
Рублевка - Горький
Рублевка - Сталин
Рублевка - А.Толстой
Рублевка - Тарковский
Рублевка - В. Ян
Рублевка - Л. Орлова
Рублевка: Президент РФ
Рублевка - маршруты
Рублевка - будущее

 

Содержание книги ›››

 

 

 

Rambler's Top100


 

 

Константин Ковалев-Случевский

ДРУГАЯ РУБЛЕВКА
Тайны Царского пути
Виртуальное путешествие во времени и пространстве

 
ТЕКСТ КНИГИ
: от автора, из главы 1
 

От автора
Via Sacra, или 700 лет Рублевского престижа, русского гламура и пафоса

В чем смысл книги
 

Нет необходимости объяснять кому бы тот ни было – что такое Рублевка и что мы подразумеваем под этим емким названием. Но не менее интересно другое – а почему оно появилось, откуда, собственно, пошло, и когда Рублевское и Рублево-Успенское шоссе превратились в то место, которое стало центром внимания миллионов людей и прочно вошло в тематику народных сказаний и анекдотов, а, следовательно – уже стало своеобразной легендой.
В этой книге мы поговорим обо всем: и о сути, и о смысле, и об истории, и о легенде. В общем – о Рублевке как таковой.
Кто-то скажет – мы уже знаем о ней все, что необходимо. Слышали вполне достаточно.
Отвечу. Возможно, вы не располагаете иной информацией. Не спешите с выводами. Иногда имеет смысл обратить на некоторые вещи более пристальное внимание.
А потому –
Внимание!
Мы совершим виртуальное путешествие по легендарным землям Рублевки. Однако оно будет не совсем обычным – по шоссе, туда и обратно, – а историческим. Не только в настоящем – в привычном нам пространстве, но и в прошлом (и даже в будущем), а значит – во времени.
Когда-то, 200 лет назад, писатель и философ Радищев путешествовал из Петербурга в Москву, что затем и описал в своей запрещенной цензурой книге. Мы же попробуем сделать это по маршруту Москва – Звенигород. Что решит с этим делать современная цензура (в какой бы форме она ни существовала) – не знаю. Поверьте, есть много людей, которые специально садятся за руль автомобиля, чтобы не спеша проехаться по этой дороге. И они правильно поступают. Ибо по знаменитому Царскому пути необходимо пройти или проехать хотя бы раз в жизни.
Почему?
Во-первых, потому что это – Дорога Царей Богоизбранных. Нет-нет, я не собираюсь приписывать столь лестные «царские» звания кому-то из нынче обитающих в этом регионе. Просто именно так данный путь называли еще в XVII веке.
Во-вторых, Рублевка имеет удивительное завершение. В самом конце пути вы попадаете в мир необыкновенной и замечательной архитектуры – в древнюю обитель, где хранятся мощи святого старца. То есть у этой дороги есть еще и особый, сакральный смысл, своеобразная цель, о которой хорошо знали в прежние времена, а теперь немного подзабыли. Смело можно назвать это шоссе русской Via Sacra – Священной дорогой, похожей на ту, по которой проезжали в Древнем Риме правители и триумфаторы, люди, достигшие славы и разнообразные знаменитости.
В третьих, в процессе пути есть, на что посмотреть вокруг. Согласитесь, не всякий регион Подмосковья может нынче похвастаться этим.
И, наконец, в четвертых, легендарная история этих мест создает некую совершенно неповторимую ауру, ощущение и «послевкусие» от которой остается с вами надолго после завершения маршрута. Предвкушая вопрос – «зачем нам нужна вся эта замшелая древность?» – немедленно отвечу.

В чем суть истории
 

Оказывается, Рублевка – это вовсе не детище нового времени, не то место, которое вдруг превратилось в скопище дорогих особняков и земель, или якобы в среду обитания многочисленных нуворишей современной России. Вовсе нет. Ценность этих земель была замечена еще почти семь столетий назад.
Вот почему великие князья Московские, начиная с Ивана Калиты, в своих завещаниях оставляли Звенигородское направление (а это и есть – нынешняя Рублевка) главным, после Москвы. Как правило, дорога приводящая в Звенигород отдавалась вместе с городом и уделом второму сыну верховного правителя. Старший же сидел в самой Москве. Причем, у второго сына было некоторое странное «моральное» преимущество. Ведь по тогдашнему лествичному праву наследования он должен был становиться преемником Московского трона после кончины великого князя. Власть в те времена передавалась от брата к брату, а не от отца к сыну. Следовательно, кончина старшего брата была на руку обитателям Рублевки. При этом, смерть второго родича – не могла решить всех проблем старшего, ибо после него могли оставаться еще и другие братья. Даже при жестокой борьбе за власть и войнах за «рублевские земли» (а такое случалось в русской истории, и мы об этом расскажем) – всех претендентов устранить было крайне сложно.
Итак, Рублевка уже в давние времена стала плацдармом для возвышения и продвижения на Московский трон, на верховную государственную власть. Ни много, ни мало. Не случайно со стороны Москвы со времен Средневековья к этому месту было особое отношение. И порой десятилетиями и даже столетиями верховные правители на всякий случай пытались умалить значение этого региона, привести его в запустение, принизить его значимость, предать забвению легенды о его величии и важности. Эту традицию странным образом поддержали в советское время, когда в 1965 году огромный по масштабам Звенигородский район, ставший наследником огромного и важнейшего в Подмосковье Звенигородского уезда, был неожиданно упразднен и поделен на куски, которые отошли к соседним районам (большая часть из них попала в Одинцовский).
На пути в Звенигород селились многие важные люди русской истории. Крупный боярский центр дал русскому войску на Куликовом поле лучших звенигородских бояр-рыцарей, тридцать из которых сложили свои головы в битве. А помнит ли кто-нибудь их имена?! Увы.
Здесь столетиями жили знаменитые бояре Морозовы, приближенные к царской власти, советники и тайные правители России, смутьяны и первые богачи, оставившие своей фамилией неизгладимый след в нашем историческом бытии.
Здесь хранятся удивительные памятники архитектуры, очаги святости и одухотворенные фрески иконописца Андрея Рублева, которые подвигли неповторимого и великого Андрея Тарковского на съемки фильмов в этих же краях.
Царь Алексей Михайлович сделал данный путь главной государственной дорогой России в «собственное государево богомолье» и во дворец. Кареты и сани, запряженные добрым десятком лошадей, в окружении личной охраны из стрельцов, вихрем проносились по тогдашней Рублевке, не взирая ни на погоду, ни на время года. Перекрывалось ли тогда движение по тракту, как это делается сейчас? Да уж конечно. И еще как!
Список имен людей, обитавших здесь уже в новое время, в последние два-три столетия, займет довольно пухлую стопку бумаги или значительный мегабайтовый объем в компьютерном файле. И перечень этот быстро пополняется в наши дни.
Так кто же они, эти «рублевские жители»?

Где обитает элита общества
 

Разговор об этом – особенный. Сегодня много спорят о том – что и кого можно называть элитой России. И должно ли при этом говорить, что данная элита обитает, например, на Рублевке. Если кто-то скажет – «можно», то вызовет бурную реакцию со стороны тех, кто имеет свое мнение об элитарности. Однако если другой человек станет доказывать, что нельзя применять к «рублевским обитателям» термин «элита», то и такое утверждение будет странным, ибо в здешних местах теперь находятся, например, резиденции нынешних лидеров нашего государства. Или они не элита?
Вопрос явно дискуссионный. И мы будем возвращаться к нему в поисках вариантов ответа на протяжении всей книги. Но в последнее время стали появляться новые словосочетания, которые быстро входят с оборот. Например, «рублёвский житель», «рублёвская жена» или «олигарх с Рублёвки». Элитарность трассы обозначена хотя бы тем, что Рублёво-Успенское и Рублёвское шоссе (а это разные части данного пути) едва ли не единственная автодорога, где оборудовано специальное видеонаблюдение, а также незаметная «нижняя подсветка». Рекорды же по заторам, в связи с передвижениями высокопоставленных и сильных мира сего, безусловно – в списке достижений российской Via Sacra.

Итак

 
Автор не ставит себе целью доказывать, что приведенные ниже исторические рассказы, новеллы и расследования являются исчерпывающими или энциклопедичными по содержанию. Данная книга, будучи наполнена важнейшими фактами, по сути – творческие штрихи к будущему полному портрету Рублевки, необычные дневниковые и исследовательские записи заинтересованного очевидца, внимательного культуролога и, как это ни звучит пафосно – добросовестного историка. Отдельные очерки, портреты и зарисовки, собранные воедино, открывают панораму событий за многие века нашей истории. Поэтому читателю, как автор уже предупреждал, имеет смысл приготовиться к непривычному, но насыщенному путешествию во времени и пространстве.
Что ж, как говорится, пристегните ваши ремни. Мы отправляемся на запад от Москвы, туда, где всегда происходит «что-то невероятное». Иллюзорное или настоящее? А вот и разберемся.
Нажимаем «enter». Открываем следующую страницу.
Поехали!


Глава первая. МОСКВА

Что такое Рублевка?


Мы уже знаем, что этот симпатичный уголок Подмосковья в средневековые времена был историческим плацдармом для продвижения претендентов на верховную власть в Москве. Но попробуем кое-что добавить к ранее приведенным фактам и рассуждениям.
Рублевка – это еще и (а может даже в первую очередь) обыкновенный путь, дорога, тракт, шоссе. То есть – направление для передвижения. Еще раз повторимся: речь идет об отрезке пути от Москвы до Звенигорода. Некоторое время назад (в XIV-XVII веках), собственно, эта дорога в Звенигороде и заканчивалась. Однако у нее бывало в разное время и продолжение. Поэтому Рублевка постепенно превращалась в Смоленскую дорогу, роль которой в наше время частично выполняет параллельное ей Можайское шоссе (а также еще и шоссе Минское).
То есть – Рублевка – это исторический путь из Руси-России на Запад. Дорога, сыгравшая роль «окна» в Европу еще задолго до императора Петра I. Чем ближе к Смоленску, тем ближе к католической и протестантской христианской цивилизации. И чем дальше от Москвы, тем дальше от русской и восточной, азиатско-ордынской и разнообразной по традициям культуры. Дальше от православного мировоззрения и миропонимания, смешанного с язычеством и мусульманским влиянием со стороны Золотой Орды.
Такая вот дорога. И вовсе не из «варяг – в греки», а из многоликой Азии – в Старый Свет. И кто только по ней за века не ездил! Смело отметим: все самые великие люди российской истории, а также истории мировой, включая правителей от Тихого океана до Атлантического, от хана Батыя до Наполеона.
Если бы мы могли поставить на этом пути видеокамеру (пофантазируем!), то она бы запечатлела и засвидетельствовала за столетия совершенно невероятные на первый взгляд лица и сюжеты. За отсутствием оных электронных приспособлений в древности, и изобретенных – увы – лишь в последнее столетие, мы можем теперь только реконструировать события, порой, прибегая к методам криминалистики и проводя долготерпеливые исторические расследования.
Но кроме обычного пути Рублевка еще и особенное место, регион, край для расселения, особенный центр жизни, который был облюбован поколениями людей для обустройства быта и бытия на Земле. Исстари здесь селились основательно и, как говорится, на века. Возводили усадьбы, возделывали земли, облагораживали лесные просторы.
Нам сегодня как раз во многом наиболее интересна именно эта ипостась Рублевки. Ведь место месту – рознь. Но именно здесь зародилась для мира так называемая Русская Швейцария. Именно в этой части Подмосковья, а не южнее или севернее, не западнее и не восточнее. Что-то, по всей видимости, притягивало сюда людей, словно необычный геополитический магнит.
И вот тут необходимо напомнить о самом необычном. Быть может, в нижеизложенное будет трудно поверить, но это – факт! Рублевка – место, где найдены самые древние поселения людей в районе Москвы и Подмосковья! Это определили археологи, открыв и исследовав такие памятники и объекты. В пойме верховья Москвы-реки, на отложениях древнего Московского моря селились люди еще 14 тысяч лет до нашей эры.
Почему-то они выбрали именно эти земли, именно здесь? Отвечая на этот вопрос нельзя не вспомнить не только об упомянутом нами геополитическом магните, но и о геомагнитных нормах и аномалиях. Люди выбирали места обитания не только по удобству и красоте, но и интуитивно, по ощущению жизненной энергии, необходимой для здоровья безопасности. И умение сделать древними людьми подобный выбор, особенные знания ими природы, чуткость, развитость ощущений особых биотоков в глубинах земли и воздушном пространстве – уже давно доказаны учеными. Добавим к этому, конечно же, особенное качество здешней питьевой воды. Но об этом – позднее.
Своеобразной точкой отсчета, то есть первым определением «идеала» этих мест можно назвать замечательные строки, начертанные гусиным пером почти двести лет назад историком и писателем Николаем Михайловичем Карамзиным, а затем опубликованные в его «Записках старого московского жителя» и в «Путешествии вокруг Москвы»:
«Западные иноземцы, послы и посланники, подъезжавшие к Москве в ХVI и ХVII ст… именно от местности Кунцева, приходили в неописанный восторг, когда… открывалась им в самом деле восхитительная панорама и самого города и окружающих красивых мест, расположенных между Воробьевыми Горами, направо, и Тремя Горами, налево, с обширным лугом или целым полем Ходынки, с бесконечными лесами по сторонам, уходящими и теперь далеко за горизонт. Они говорили, что вид на Москву издали, т.е. именно с этого пункта, по обширности и великолепию города, есть одно из прекраснейших зрелищ, какие удавалось им когда-либо видеть».
Или вот еще, его же.
«Москва совершенно пустеет летом; когда всякий дворянин насытившись зимою городскими удовольствиями, при начале весны спешит в село, слышать первый голос жаворонка или соловья! А кто должен остаться в Москве, тот желает, по крайней мере, переселиться за город; число сельских домиков в окрестностях ея год от году умножается, их нанимают не только дворяне, но и купцы. Мне случилось в одной подмосковной деревне видеть крестьянский сарай, обращенный в комнату с диванами, тут в хорошее время года живет довольно богатый купец с своим семейством. В городе у него каменный дом и большой сад; но он говорит: "что может сравниться летом с приятностию сельской жизни?" Самые ремесленники любят уже веселиться хорошим днем на чистом воздухе… Портные и сапожники с женами и детьми рвут цветы на лугах, и с букетами возвращаются в город. Мы видали это в чужих землях, а у нас видим только с некоторого времени, и должны радоваться. Еще не так давно я бродил уединенно по живописным окрестностям Москвы и думал с сожалением: "какие места! и никто не наслаждается ими!", а теперь везде нахожу общество!... Вообще западная сторона ближайших московских окрестностей представляет в этом отношении очень много примечательного... (выделено мной – К.К-С)".
Можно добавить к этим строкам и следующее. В знаменитую Звенигородскую равнину входят верховья рек Сходни, Клязьмы, Пахры, Десны, Нары, а также верхнее и среднее течение Москвы-реки. Здесь чудом сохраняются еловые и березовые леса, небольшие дубравы и боры. Здесь много оврагов, впадин и балок. Такая «гористая» местность радует глаз. Лучшие отложения юрских глин с белемнитами («чертовыми пальцами») и аммонитами находятся у Студеного оврага, на московской части старой Рублевки, между Шелепихой и Мневниками, недалеко от устья небольшой речки Ходынки.
На Звенигородской равнине остались участки так называемых первичных лесов, а это среда обитания редких видов животных и растений, которые реально нуждаются в охране.
С названием Рублевка вполне ассоциируется Красная книга. И хорошо, так как для некоторых других регионов Московии эти «книга» уже просто не нужна. Поздно. Нечего записывать.
Однако Рублевка, кроме уже обозначенного нами обычного пути и важной среды обитания, одновременно еще и место особенной духовности. Конечно, утверждение это звучит несколько многозначительно. «Ну вот!» – скажут некоторые – «сейчас пойдут скучные идеологические разговоры о душе, религии или о неповторимом своеобразии России, и тому подобное прочее». Не будем вызывать зевоту у читателя и не станем погружаться в философско-нравственные рассуждения. Однако ничего не поделаешь. Если это здесь есть, значит – есть. Мы же говорили, Рублевский путь почти с самого своего появления считался дорогой к важной святыне русской истории. Сюда ездили столетиями, да и сейчас едут, дабы поклониться мощам мудрого старца, преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца, одного из самых почитаемых русских святых. Но об этом в подробностях – позднее.
Название Царская дорога, соотносительно Рублевке, тоже появилось не случайно. А что такое вообще «Царская дорога»? В буквальном смысле – дорога, по которой ездят цари.
Была уже такая в истории. Она известна из сочинений Геродота и была устроена персидским царём Дарием I в V веке до Рождества Христова. Отличный мощеный путь протянулся на многие сотни километров, она связывала отдалённые районы державы Ахеменидов. «На протяжении всего пути, - пишет Геродот, - у них расставлены лошади и люди, так что на каждый день пути приходится особая лошадь и человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор назначенный отрезок пути».
Но в европейских языках выражение «Царская дорога» или «Царский путь» имеет и другой, переносный смысл. Оно даже стало «крылатым», и обозначает очень лёгкий и быстрый способ добиться что-то или получить какой-то результат. Существует известная фраза Евклида, с которой он обратился египетскому царю Птолемею I, который решил быстро обучиться геометрии: «В науке нет Царской дороги!»
В психологии употреблял словосочетание Зигмунд Фрейд, который рассуждал о снах, как о «Царской дороге в бессознательное».
И в христианском богословии есть понятие «Царский путь». Это дорога в Царствие Небесное, синоним приближения и понимания духа Священного Писания.
Вот почему, когда мы употребляем такое понятие в связи с Рублевкой, то мы имеем весьма многогранный подтекст. И каждый может найти в нем нечто свое.
И будет прав.
И еще. Рублевка – это настоящий заповедник. Чудесный регион красоты, чистоты воздуха и восстановления здоровья. Лечебное место. SPA-центр.
Кто открыл его в этом образе?
С тех времен, когда в Звенигород стремились многочисленные путешественники и паломники, уже было хорошо известно, что тут происходили многочисленные исцеления. У мощей старца Саввы, или в связи с приемом целебных минеральных вод. С XIX века здешние окрестности стали называть еще и «Русской Америкой» (сохранились открытки того времени с подобными подписями над изображениями местной природы), подразумевая внешнюю не освоенность и естественность ландшафтов, величие перекатистых холмов, живописность поймы Москвы-реки и многоверстные вековые боры. «Америка» означала «неизведанный, еще не открытый основательно, чуть ли не Новый Свет» для жаждущих путешествий, паломничества или поиска будущего места поселения.
Век XIX породил новые формы проживания в здешних местах. Начался расцвет дачного строительства, который определил особенные традиции и даже неповторимую культуру обитания городских и сельских жителей на лоне природы, вдалеке от шума и проблем развивающейся цивилизации.
Итак, подведем итоги.
Рублевка имеет несколько ипостасей. Перечислим их еще раз, кратко.
1. Средневековый исторический плацдарм по «выращиванию» будущих правителей Руси, древняя многовековая трасса №1 в русском государстве.
2. Необычная дорога, приводящая к одному из центров русской святости.
3. Удобное место и среда для жизни и обитания поколений людей с незапамятных времен.
4. Уникальный курорт-заповедник для лечения и отдыха.
 

Осталось выяснить только одно – откуда появилось само название: Рублевка.
Кажется, что оно звучит несколько иронично, даже пренебрежительно. Видимо потому, что некоторые люди вкладывают в него не совсем точный смысл.
В названии «Рублевка» проглядываются самые различные толкования. Народ любит их смаковать. Например.
Рублевка – от слова «рубль», то есть, от денег. И это, наверное, потому, что там якобы живут исключительно «богатые люди».
Рублевка – связана с тем, что тут были найдены иконы Андрея Рублева, который расписывал соборы в Звенигороде.
Рублевка – потому, что в этом направлении есть поселок, называемый Рублево.
Последнее утверждение – самое близкое к истине. Хотя подмосковное Рублево вовсе не находится на трассе Москва – Звенигород. Так почему же оно дало название не только шоссе, но и всему региону?
Оно просто удачно «легло» для будущей легенды о «денежном рае» обитателей этого уголка Московии.
Но откуда появилось название поселка Рублево и что оно значит?
Ответ на этот вопрос, собственно, и является ответом на главное из того, что мы разыскиваем – каково же происхождение наименования «Рублевка».
В никому не ведомом и Богом забытом поселке Рублево когда-то строили деревянные, рубленные дома. Вот откуда истоки названия. Ничего в нем особенного нет. Но какие последствия! С таким названием по России можно найти на карте сотни поселений. Однако ни одно Рублево не стало столь важным и символичным центром для нашей современной истории.
Так первоначальный Звенигородский Царский путь, Государева дорога или дорога Царей Богоизбранных, затем – Звенигородский тракт в XVIII и XIX столетиях, Звенигородское шоссе в XX веке, вдруг превратились не просто в Рублевское или частично в Рублево-Успенское шоссе, а в пресловутую Рублевку.
В тот самый путь, у которого есть не только два конца, но и две стороны. Рублевка – мифическая, гламурная, разрекламированная, и Рублевка – другая, таинственная, легендарная, скрытая от посторонних глаз.
Нас, конечно же, интересует вся, то есть – полная история старинной дороги, включая скандально-современную, но не менее, а даже более – вот эта, «другая Рублевка», о которой во всех подробностях и пойдет наш дальнейший рассказ.

Начало пути – Кремль

Начнем наше виртуальное путешествие на запад от столицы.
Отправная точка – исторический центр Москвы.
Кремль.
Отсюда словно паутинки в разные стороны направляются самые известные дороги в русской истории.
На север уходят Ярославское и Дмитровское шоссе. В Средние века по этому пути шли те, кто осваивал Фиваиду русских монастырей, ученики и последователи Сергия Радонежского. До самого Архангельска простирались многие версты дремучих лесов и бесконечные вереницы озер и рек. И сегодня это направление известно многим туристам и путешественникам.
На восток стремится знаменитая в прошлом Владимирка, старый каторжный тракт. Если условно «закрыть глаза», то, следуя этой дорогой по карте с помощью карандаша, можно попасть прямиком в Сибирь. Этот путь в некотором роде бесконечен. По нему шли в дальние края осваивать свободные земли. Так, уходя в небытие, в невозвратную даль разрасталась Россия.
Южные дороги не менее интересны. Они вели и ведут в сторону старинных киевских земель, к Черному морю, Тавриде, к плодородным землям и богатым природой краям. А в древности еще и в могущественную империю – Византию.
Однако среди всех этих направлений, западный путь от Московского Кремля всегда был особенным.
Центр Москвы, как известно, представлял собой неплохую крепость. В 1367 году Дмитрий Донской построил в качестве укреплений белокаменные стены и башни. Потом их заменили фортификации из красного кирпича. Но многие жители столицы до сих пор не знают – куда исчез белокаменный Кремль князя Дмитрия. Куда он подевался? Был Кремль и… пропал. Ведь невозможно было после разрушения куда-то спрятать такое большое количество камня. Мы знаем, что из него ничего в Москве не построено. Так где же они – белые башни и стены столичных укреплений? Были закопаны в землю? Вывезены (но куда)? Испарились?
Только будучи студентом-историком и работая на реставрации Московского Кремля (проводилась таковая в середине 1970-х), я сумел найти ответ для себя на этот загадочный вопрос. Мы с помощью отбойных молотков реставрировали, а попросту – сносили по частям ветхую кирпичную крепостную стену у Арсенальной башни, рядом с могилой Неизвестного солдата. После того, как откололся очередной значительный кусок из красного кирпича (а ломалась старая стена только кусками, столь крепким был раствор, скреплявший кладку), вдруг обнажилась сердцевина фортификационного сооружения древнего времени. Оказалось, что стены Кремля многослойны. Если посмотреть на них в разрезе сверху, то можно увидеть следующее: с двух сторон, параллельно возведена многометровая двойная стена из красного кирпича, а в середине – оставлена полость, в которую затем засыпали остатки белокаменных башен и сооружений. То есть, стена Кремля – трехслойна. И это в значительной степени увеличило ее прочность. Даже пушки разных времен и завоевателей не смогли нанести ей существенный урон.
В Кремле, как известно, были великокняжеские, а затем – царские дворцы. В разное время – они выглядели по-разному (например, были деревянными или каменными), и располагались немного в различных местах кремлевского холма. Именно из дворцов выезжали нарядные экипажи или санные поезда с множеством лошадей, которые затем отправлялись, среди прочего, в сторону Звенигорода.
Если мы возьмем за отправную точку кремлевскую Соборную площадь, то в направлении запада нас выведут Троицкие ворота с Кутафьей башней. Казалось бы, прямая дорога от нее дальше – нынешний Новый Арбат, а затем – Кутузовский проспект. Но не совсем так. В эпоху Средневековья западная дорога шла в протяжении нынешней Большой Никитской улицы и далее – улицы Герцена. То есть – мимо современной консерватории, храмов Малого и Большого Вознесения (где венчался поэт Пушкин), Никитских ворот, бывшего дома полководца Суворова, Центрального Дома литераторов, высотки на площади Восстания, рядом с метро «Баррикадная» и зоопарком. Потому-то мы и имеем сегодня в районе площади метро «Улица 1905 года» оставшееся нам в наследство редкое название – Звенигородское шоссе. И расположено оно довольно далеко от нынешней западно-смоленской дороги – Кутузовского проспекта и Рублевского шоссе в его московской части.
Таков был старинный маршрут из столицы на запад, в Звенигород. Из Кремля — к Москве-реке неподалеку от Белого дома. Однако далее дорога в разное время имела свое протяжение. Более позднее — прямое, через Кунцево в сторону Рублево (почти так, как и сегодня, только не по Кутузовскому проспекту, а правее, через Фили). Однако древнейший путь — времен князя Юрия Звенигородского, царей Бориса Годунова или Алексея Михайловича — чуть длиннее, при этом — интереснее.
И мы поговорим об этом позднее.
Пока же вернемся обратно в Кремль, в начало пути, в Архангельский собор…
Нас здесь интересует одна гробница, в которой лежат останки человека, имеющего самое прямое и непосредственное отношение к тому, как будущая Рублевка стала важнейшей дорогой в истории русского государства.

 

........................................................
 

(полностью тексты глав см. в книге)


Забытая дорога в столице
 

Карта Старой Рублевки у села Хорошево, нач. XX в.

Как же проходил старинный маршрут из столицы в Звенигород? Остановимся на этом подробнее.
Из Кремля — двигаемся к Москве-реке в район Белого дома. Затем путь в разное время имел различное направление. Более позднее — прямое, через Кунцево в сторону Рублево (почти так, как и сегодня, только не по Кутузовскому проспекту, а правее, через Фили, мимо замечательного барочного храма Покрова). Но более древняя дорога — времен Бориса Годунова или царя Алексея Михайловича — чуть длиннее, однако — интереснее.
Она уходит вправо, направляется вдоль берега Москвы-реки, сначала также мимо Филей, а затем поворачивала по руслу, вплоть до так называемой Карамышевской набережной. Это странное название с явными татарскими корнями появилось здесь (по документам) с середины XVII века. Деревня Карамышево могла бы и не остаться в истории, если бы не случилось так, что некий легендарный Карамыш (с тюркского – «защитник») поселился тут во времена чуть ли не Ивана Калиты или Дмитрия Донского. Кто он был? Союзник Руси или наоборот – собиратель дани, находившийся поближе к Москве, для удобства выполнения своих обязанностей? Ныне уже и не установишь.
Однако некий Семен Карамышев (может быть, именно об этом человеке говорили некоторые историки?) имел отношение к междоусобице, связанной с престолонаследием и с сыновьями уже упомянутого нами князя Юрия Звенигородского. Таким образом, этот человек имел прямое отношение к истории Рублевки, и не только тем, что оставил свое имя в поселении на этом пути.
Когда великий князь Василий Васильевич в 1456 году послал на Руссу войско, чтобы покарать тех, кто дал пристанище Дмитрию Шемяке (внуку Дмитрия Донского и сыну Юрия Дмитриевича Звенигородского, который к тому времени уже был отравлен по приказу Василия же), то воеводой отряда назван был Семен Карамышев «с татары». На Рублевском – Звенигородском направлении Карамышевы оставили свой след в истории также, как владельцы других земель в округе Волоколамска.
Постройки и промышленная зона советского периода до сих пор мешают осуществить путь по старинной Звенигородской дороге напрямую (да и виды тут попадаются, включая небольшую пересыльную тюрьму, «не очень»). Но у бывшей деревни Мневники панорама меняется. Мы приближаемся к важному с исторической точки зрения бывшему селу Хорошево.
Именно тут когда-то начинались царские заповедные места.
Историк Иван Забелин (XIX в.) так писал о Хорошевских охотах времен первых царей из династии Романовых: «Были горячие лисьи и волчьи осоки [травли] под Хорошевым; сочили [ловили рогатинами] медведя под селом Крылатским... Для птичей же соколиной охоты, расположенные вокруг Хорошевския и Хвильския [Филевские] болота, представляли еще больше удобств».
Мягкий прибрежный грунт породил тут бесчисленные повороты и извилины русла Москвы-реки, большое количество заливов, озерцов, бухт, а также речек и ручьев, таких как Соболевка, Таракановка или Ходынка.
Москву-реку здесь переходили вброд. В документах так и упоминается вдоль «государевой дороги» на Звенигород: «Брод под Тереховым, брод во Мневниках, брод в Мякинино». Кстати, благодаря этим бродам дорога и продолжалась далее на запад. Ведь наступала необходимость переправы на другой берег реки. Зимой было проще. Можно было просто мчаться на санях. И не по дороге, которая была засыпана снегом, а именно по реке, по льду.
Такая поездка снимала проблемы, связанные со снежными сугробами. становилась более комфортной. Но об этом позднее.
Итак, цари делали остановку в селе Хорошеве. И на здешних пирах им подавали одно особенное блюдо, легенды о котором сохранились до наших дней.
 

(полностью тексты глав см. в книге)

 

Содержание книги ›››

 

 На страницу "Рублёвка"

 

Данная публикация отрывка из книги "Другая Рублевка" является авторской работой Константина Ковалева-Случевского (Константина Ковалева), вышедшей в печатном виде. При использовании материала или перепечатке любых отрывков (цитат) из текста в интернете - ссылка (действующая!) на данный сайт и упоминание имени и фамилии автора - Константин Ковалев-Случевский - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ! С иными правами или возможностями публикаций можно ознакомиться внизу страницы в разделе "Copyright".

 

 

 

Locations of visitors to this page

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.