Книга в серии ЖЗЛ к 600-летию кончины
преподобного
Новые,
а порой и сенсационные данные привлекут внимание читателей и ученых в
вышедшей в 2007 г. в серии ЖЗЛ (Жизнь Замечательных Людей, 2-е издание -
2008 г.) книге
"Савва Сторожевский" – первом полном и обширном художественно-историческом
жизнеописании величайшего подвижника Духа в российской истории –
Звенигородского Чудотворца. Это издание необычно: оно являет вариант нового
и нестандартного подхода к освещению жизни и деятельности русских святых.
Необходимо отметить, что вся Россия отметила знаменательное
событие – 600-летие со дня преставления (кончины) Саввы Сторожевского. Автор
– известный писатель, историк и телеведущий
Константин Ковалев (Ковалев-Случевский) создал книгу
в жанре увлекательного художественно-исторического расследования, предложил
новые датировки и неожиданные гипотезы, и в юбилейный год, связанный с
памятью об основателе Саввино-Сторожевской обители в подмосковном
Звенигороде, пригласил читателей в эпоху XIV и XV веков.
С именем Саввы Сторожевского связаны судьбы многих известных людей России,
вплоть до нашего времени, включая государственных деятелей, писателей,
художников, музыкантов, кинорежиссеров (от А. Пушкина до А. Тарковского).
Звенигород всегда «притягивал» к себе «мыслящую публику», тех, кто искал
ответы на самые сокровенные вопросы бытия. Однако о жизни его было известно
очень мало. Духовник семьи Дмитрия Донского, покровитель иконописца Андрея
Рублева, он был в гуще событий, связанных с великими свершениями и
переменами на Руси после победы на поле Куликовом.
Основные торжества, связанные с юбилеем, прошли 23 августа в
Звенигороде, в Саввино-Сторожевском монастыре, основанном святым старцем, а
также в октябре-декабре 2007 г. В них приняли участие Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий, представители администрации Президента
России, Правительства и Государственной думы РФ, руководство Москвы и
Московской области.
К данному ПРЕСС-РЕЛИЗУ прилагается: краткая справка о преподобном
Савве Сторожевском с новыми данными (подробнее см. на странице сайта:
http://www.kkovalev.ru/Savva_all.htm),
краткое описание книги и ее идеи, а также краткая справка об авторе книги –
Константине Ковалеве (Ковалеве-Случевском)
Константине Ковалеве (подробнее:
здесь или
www.kkovalev.ru) и фото для Интернета.
В настоящий момент автор книги –
Константин Ковалев
(Ковалев-Случевский)
–
готов дать необходимые пояснения, интервью
или предоставить отрывки из книги для обнародования.
В книге:
- новые данные (и датировки) о прп. Андрее Рублеве, Сергие Радонежском,
основании Звенигорода и Саввино-Сторожевского монастыря, об истории Москвы,
отношениях Руси с Золотой Ордой и ее спасении от нашествия Тимура
(Тамерлана).
- новые материалы, связанные с такими именами, как А.С. Пушкин (его работа над
биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей
Тарковский, Рерих, Ремизов, Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин и др. Все
они по своему относились к наследию святого старца.
- рассматривается концепция устроения на Руси Небесного Звенигорода –
уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа (известно, что
ныне на Алтае у подножия горы Белуха энтузиастами возводится Новый
Звенигород).
- Автор предлагает новый современный перевод первого и главного Жития старца
Саввы, написанного Маркеллом Безбородым в XVI столетии (по сохранившейся
рукописи XVII в.).
Отзывы о книге К.Ковалева "Савва Сторожевский" в ЖЗЛ
- ЗДЕСЬ ›››
Агентство Интерфакс о книге К.Ковалева "Савва Сторожевский" в ЖЗЛ:
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=19821
Аннотация к книге Константина Ковалева «Савва Сторожевский» в ЖЗЛ:
Ковалев К. П.
Савва Сторожевский. Факты и мифы, предания и гипотезы / Константин Ковалев.
– М.: Молодая гвардия, 2007. – 416 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей:
сер. биогр.; вып. 1078).
ISBN 978-5-235-03055-8
Имя этого человека поминается в веках русской истории. Однако о жизни его
было известно очень мало. Ученик и сподвижник Сергия Радонежского, духовник
семьи Дмитрия Донского, он был связан с великими свершениями и переменами на
Руси после победы на поле Куликовом. Данная книга – одна из первых попыток
полно и последовательно рассказать о загадках жития Звенигородского
чудотворца и одного из самых почитаемых в России святых – преподобного Саввы
Сторожевского, которого считают «молитвенником за царей» и «защитником
Москвы». Автор – известный писатель и историк Константин Ковалев – избрал
жанр увлекательного художественно-исторического расследования, предлагает
новые датировки и гипотезы. Кто поднимал Московскую Русь, боролся с Золотой
Ордой и побеждал Волжскую Булгарию? Кто вдохновлял Андрея Рублева на
создание «Звенигородского Спаса» и «Троицы», благословлял строительство
новых соборов и Небесного Града на Москве-реке? Когда был основан
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, притягивающий к себе сотни
тысяч паломников? Почему правители Руси иногда выбирали не самые удачные
пути развития государства и кто влиял на их решения? Собранные воедино
легенды и мифы, источники и факты помогут читателю в поисках ответов на
многие вопросы, связанные с тайнами нашей древней истории.
Подробности:
http://www.kkovalev.ru/library.htm
Сведения об авторе
КОВАЛЕВ
Константин Петрович (Константин
Ковалев-Случевский) - писатель, историк, культуролог, телеведущий и
путешественник (личный сайт:
http://www.kkovalev.ru).
Некоторые книги: "Орфеи реки Невы" (премия Союза писателей СССР за первую
книгу молодого автора, 1986 год; ряд других премий), "Глагол таинственный",
"Бортнянский" (ЖЗЛ), "Раевский" (ЖЗЛ), "Модест Мусоргский", "Имена и лица
русской культуры", "Виза на край света", "Савва Сторожевский. Жизнеописание:
факты и мифы, предания и гипотезы" (ЖЗЛ) и др. (в том числе, переведенные на
иностранные языки).
Научный сотрудник Института Мировой Литературы Академии Наук СССР (затем -
РАН), ученый секретарь Пушкинской Комиссии и главный редактор издательства
"Наследие" АН СССР (РАН) - с конца 1980-х и до середины 1990-х гг.
Публиковал научные статьи, читал лекции за рубежом, принимал участие в
научных обменах и конференциях (Оксфордский университет, Институт изучения
человека в Париже, Школа исследователей "Vita Nova" на о.Капри, и др.). С
1991 г. доктор философии (Ph.D.) Института альтернативной медицины (Коломбо,
Шри-Ланка), а также Открытого Международного Университета комплементарной
медицины (Москва).
Автор и ведущий фильмов по истории культуры России (цикл "Виват, Россия!"),
показанных 1-м телеканалом страны: "Музыкальный Град Китеж", "Загадки
древних крюков", "Начала христианской культуры", "Дорога из вечности.
Николай Львов: политик, архитектор, историк музыки (XVIII век)", "Орфеи реки
Невы. Композитор Дмитрий Бортнянский и его эпоха (в 2-х сериях)", "Гимны
Российского государства" и др., а также сотен телевизионных сюжетов,
интервью и репортажей.
Известны традиционные вечера Константина Ковалева в Российском Фонде
Культуры, в музее храма Св. Варвары (на ул. Варварка), в Оружейной палате и
в Патриаршем дворце Московского Кремля, издательские проекты (среди них -
журнал и веб-сайт "ПМЖ", журналы "Вояж" и "Вояж и отдых"), рассказы, очерки
и путевые заметки, написанные во время разных поездок по всему миру.
К. Ковалев избран Председателем жюри 1-го и 2-го Международных
литературно-творческих фестивалей русскоязычного зарубежья имени А.П.
Чехова, которые регулярно проходят в Греции (п-в Халкидики и Афины,
2005-2006 гг.).
В разное время Константин Ковалев - автор и ведущий телепрограмм на 1-м и
других каналах (1987-2007 гг.): "Виват, Россия!", "Добрый вечер, Москва!",
"Кофе со сливками", "Восемь с половиной", "Канон", "Полчаса о туризме",
"Доброе утро", "На Огонек", "Деловая Москва" и некоторых других, а также
прямых трансляций православных богослужений на центральных телеканалах
страны. Стажировался в США в числе 6-ти отобранных приглашающей стороной
телеведущих из России.
В настоящее время К. Ковалев преподает спецкурс «Тележурналистика» в
Институте журналистского мастерства и литературного творчества, а также
спецкурс «Литература и музыка» в Литературном институте им. М. Горького.
Является постоянным ведущим полемической авторской рубрики «Следы на ТЕЛЕ»
(о проблемах современного телевидения) в «Литературной газете».
С 1980 г. - член Союза журналистов России (Московская организация).
С 1988 г. - член Союза писателей (ныне Московская Организация писателей).
В 2005 году Константин Ковалев, в канун 50-летия, отмечен в Греции премией
"За вклад в развитие русской литературы и цивилизации".
11.10.2007 года Константин Ковалев отмечен Высшей
общественной наградой Российской Федерации - золотым орденом "Гордость
России".
Краткое изложение Жития (с новыми данными), см. также -
ЗДЕСЬ:
Преподобный Савва, игумен Сторожевский,
Звенигородский Чудотворец -
духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве»,
исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище», основатель и первый
игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в
Звенигороде. Жил: XIV - начало
XV вв. (? - †03/16.12.1407).
Один из наиболее известных русских святых. Считается одним из «первых» (по
времени и положению) учеников преподобного Сергия Радонежского. Сразу
несколько круглых дат, связанных с его именем, выпало на 2007 год: 600 лет
со дня преставления (16 декабря по новому стилю, 23 августа – второе
обретение мощей), 460-летие канонизации, 355-летие обретения мощей.
Предположительно инок Савва мог быть по происхождению из именитого боярского
рода великого княжества Смоленского. Дата его рождения не известна. Известно, что большую часть своей жизни
святой Савва прожил в Троицком монастыре у Сергия. Он был избран духовником
Троицкой братии, включая самого Сергия, а после после кончины Сергия
Радонежского (1392 г.), стал вместо него игуменом Троицкого монастыря (после
временного отказа от игуменства Никона Радонежского). Он был духовным отцом
вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их
третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Дмитриевича Звенигородского. Спорным
является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского
Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к.
его настоятелем в то время был другой Савва - Стромынский.
По новым сведениям первое строительство деревянного храма Рождества
Богородицы на горе Сторожи у Звенигорода было произведено еще в начале
1390-х годов по благословению Саввы и под покровительством призывавшего
переехать к нему в удел князя Юрия Дмитриевича. Также скорее всего (по
летописям) в 1395 году (а не в 1399-м) преподобный Савва благословил князя
Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и
взятием 14-ти городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Этот
поход (уникальный по своей быстроте и отдаленности на восток) по
прозорливому благословению старца помог спасти Московскую Русь от нашествия Тамерлана,
грозившего полным уничтожением государства
(подробности в книге ЖЗЛ о Савве Сторожевском).
Сразу после похода появились
средства на грандиозное строительство, которое было произведено в
Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи
(правильное название горы именно с окончанием на "и") можно
отнести к периоду 1396-1398 гг. Именно в разгар строительства и после
кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва
оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и
Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В
это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского
собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском Кремле, а
позднее (после кончины Саввы) и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где
и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского). Для росписи этих храмов, построенных в так
называемом раннемосковском (а правильнее было бы его называть – «звенигородском»)
стиле, был приглашен молодой иконописец
Андрей Рублев. По благословению
Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена
случайно в
1918-1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского»
(«Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно
старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание
знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора (ныне - в Третьяковке). Таким
образом, прп. Савва сыграл важнейшую роль в судьбе иконописца, духовно
окормлял его в ранний период его творческого становления, что длилось
несколько лет.
Преподобный Савва благословил брак князя Юрия Дмитриевича на дочери последнего великого
князя Смоленского Юрия Святославича - Анастасии, тем самым возникала
возможность для сына Дмитрия Донского - Юрия унаследовать не только великое княжество Владимирское
(включая Москву), но и более западные земли. Однако пролитовская политика
его старшего брата - Василия (женатого на Софии - дочери великого князя
Литовского Витовта), сдача им Смоленска Литве, завещание престола
своему сыну Василию (в нарушение завещания Дмитрия Донского), а не брату
Юрию – помешали грандиозным планам обустройства Древней Руси, которые
наметили князь Юрий и его духовный наставник старец Савва Сторожевский.
Именно после кончины Саввы и началась борьба между братьями за престол,
закончившаяся тем, что Юрий Дмитриевич стал великим князем Владимирским
(Московском) и потому похоронен он в Архангельском соборе Московского
Кремля.
Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в
те времена новой концепции устроения на Руси Небесного Звенигорода –
уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе
которого лежала исихастская теория "нравственного правления" или
«благочестивого княжения» (эти слова принадлежат прп. Савве Сторожевскому), поборником
которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних
Звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация - Звенигородская
Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного
подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых
каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое
начинание, удачное завершение которого могло
бы изменить историю Руси, например, намного
ранее освободить ее из под ордынского ига.
Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря
1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все,
что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит
- и преподобного Саввы
(это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород
за столетие пришел в упадок.
Однако Звенигородского Чудотворца почитали местно, а затем он был
канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на
церковном Соборе 1547 года.
Особое значение монастырю на горе Сторожи придавал царь Алексей
Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось
обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители,
внешний вид которой сохранился с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории Руси.
С монастырем и именем Саввы связано множество чудес, два из которых стали
историческими. Первое - это спасение старцем Саввой царя Алексея Михайловича
от медведя во время охоты (о мистическом и политическом значении события см.
в книге К. Ковалева), а второе - явление преподобного пасынку и наследнику Наполеона
Бонапарта - генералу Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году.
Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца
монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и
предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьей и
проживали в России до 1917 года (подробности с новыми данными также в книге).
После Октябрьского переворота 1917
г. Звенигородская обитель Саввы была лишена своей
главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в
наши дни переданы в Свято-Данилов монастырь, а в августе 1998 года
торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор
Саввино-Сторожевского монастыря, где и хранятся. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем
месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
С именем преподобного Саввы связаны
жизнь и труды многих известных людей России, среди них
Пушкин (его работа над биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов,
Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Все они по своему
относились к наследию святого старца. Царский род Романовых считал его своим
покровителем, вплоть до семьи убиенного императора Николая
II.
Наиболее известным и важным источником сведений о прп. Савве Сторожевском явилось его
Житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового
пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый), его
современный перевод приводится на одной из страниц данного сайта.
Краткое Житие игумена
Саввы переложил также в свое время на современный ему русский язык поэт
Александр Пушкин.
Фото для интернета
Спас Звенигородский. Икона работы Андрея Рублёва.
Конец XIV - начало XV века
Преподобный
Савва Сторожевский.
С росписи алтарной части Рождественского собора Звенигородской обители
Панорама Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде сохранилась со времен
преподобного Саввы (XIV в.), а в полноте - после XVII столетия. Время
раскрывает символический замысел царя Алексея Михайловича:
справа он поставил свой дворец, слева – царицыны палаты, а духовным центром
устроенного на Земле «Небесного Дома» стал Рождественский собор
(первоначально расписанный Андреем Рублевым), где почивали мощи святого
старца.
Звонница (часовая башня) Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде
(текст данной страницы сайта
предоставляется
для свободного копирования и
распространения)