преподобный Савва Сторожевский: краткое Житие |
|
|
Краткое Житие (жизнеописание, биография) преподобного Саввы Сторожевского (с новыми данными!) подробности - в книге Константина Ковалева (Ковалева-Случевского) "Савва Сторожевский" в серии ЖЗЛ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Духовный подвижник России, «покровитель царей» и «защитник Москве», исцелитель, прозорливец, «всем грешным прибежище», основатель и первый игумен Богородице-Рождественского (Саввино-Сторожевского) монастыря в Звенигороде.
Даты жизни
(земного служения):
род. нач. XIV в. -
†03/16.12.1407.
Преподобный был духовным отцом
вдовы великого князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве – Евфросинии) и их
третьего сына (второго по праву наследования) Юрия Дмитриевича Звенигородского
и Галичского (в будущем также великого князя). Спорным
является предположение, что преподобный Савва мог быть игуменом Дубенского
Успенского монастыря, основанного по благословению преподобного Сергия, т.к.
его настоятелем в то время был другой Савва - Стромынский. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Основание монастыря на горе Сторожи (правильное название горы с окончанием на "и") можно отнести к периоду 1396-1398 гг. Именно в разгар строительства и после кончины владыки Звенигородского Даниила, в 1398 году, преподобный Савва оставляет Троицкую обитель и по приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия приходит в Звенигород со Смоленской иконой Божией Матери. В это же время полным ходом идет строительство каменного Рождественского собора в Сторожевском монастыре, Успенского храма на Городке в Звенигородском Кремле, а позднее (после кончины Саввы) и Троицкого собора в Сергиевом монастыре (где и сегодня находятся мощи святого Сергия Радонежского).
Для росписи этих храмов, построенных в так
называемом «раннемосковском» (а правильнее его ныне следует называть – «звенигородском»)
стиле, после 1395 года в Звенигород был приглашен молодой иконописец
Андрей Рублев. По благословению
Саввы он создал уникальный Звенигородский чин, часть которого была найдена
случайно в
1918-1919 гг. на Городке, включая знаменитого «Спаса Звенигородского»
(«Русского Спаса», ныне хранится в Третьяковской галерее). Предположительно
старец Савва мог благословить преподобного Андрея Рублева на создание
знаменитой иконы «Троица» для Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (ныне - в Третьяковке),
построенном при прямом попечительстве князя Юрия Дмитриевича. Таким
образом, прп. Савва сыграл важнейшую роль в судьбе иконописца, духовно
окормлял его в ранний период его творческого становления, что длилось
несколько лет, а затем это покровительство также продолжал и духовный сын
святого - князь Юрий. Особый интерес может представлять прояснение сути возникшей в те времена новой концепции устроения на Руси Небесного Звенигорода – уникального града, прообраза Нового Иерусалима и града Китежа, в основе которого лежала исихастская теория "нравственного правления" или «благочестивого княжения» (данные слова принадлежат преподобному Савве Сторожевскому и отмечены в его Житии), поборником которой был еще преподобный Сергий Радонежский. На двух соседних Звенигородских холмах строилась уникальная цивилизация - Звенигородская Русь, образец образованной светскости и воплощение настоящего духовного подвижничества. Кремль и монастырь возводились одновременно, как и два новых каменных собора (на Городке и на горе Сторожи). Это была новая идея, особое начинание, удачное завершение которого могло бы изменить историю Руси, например, намного ранее освободить ее из под ордынского ига. Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Позднее из русских летописей тщательно вычеркивалось почти все, что было связано с преобразующей деятельностью князя Юрия Звенигородского, а значит - и преподобного Саввы (это делали властвующие потомки его брата Василия). Звенигород за столетие пришел в упадок. Однако Звенигородского Чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном Соборе 1547 года.
Особое внимание оказывал монастырю на горе Сторожи царь Алексей
Михайлович, 19 января (1 февраля) 1652 года по его инициативе состоялось
обретение мощей игумена. В эти же годы происходит переустройство обители,
внешний вид которой сохранился во многом с этого времени до наших дней. Саввино-Сторожевский монастырь получил статус Лавры первым в истории России. После Октябрьского переворота 1917 г. Звенигородская обитель Саввы была лишена своей главной святыни и закрыта. Но вскрытые и украденные мощи уцелели, они были в наши дни переданы в Свято-Данилов монастырь, а в августе 1998 года торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где и хранятся. Ныне, по посещаемости паломниками, монастырь в Звенигороде входит в тройку наиболее известных, вместе с Троице-Сергиевой Лаврой и Серафимо-Дивеевской обителью.
С именем преподобного Саввы связаны
жизнь и труды многих известных людей России, среди них
Пушкин (его работа над
житием-биографией Саввы Сторожевского), Шишкин, Шаляпин, Пришвин, Андрей Тарковский, Рерих, Ремизов,
Левитан, Солженицын, Чехов, М. Волошин, Шмелев и др. Все они по своему
относились к наследию святого старца. Царский род Романовых считал его своим
покровителем, включая семью убиенного императора Николая
II.
Константин Ковалев-Случевский.
(текст данной страницы сайта предоставляется для свободного копирования и распространения, желательно с указанием источника и авторства)
|
Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.