Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ Назад          

Д. Зелов о книге К. Ковалева

 

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Пресс-релиз ЖЗЛ
Житие Саввы: новости
Житие Саввы XVI в.
А.С. Пушкин о Савве
Содерж. книги ЖЗЛ
От автора: книга ЖЗЛ
Загадки Чудотворца
Цари Богоизбранные
Старец А. Мезенец
Дни памяти Саввы
Канон, молитва Савве
Интерфакс о книге
"Россия" о книге ЖЗЛ
Из Российской газеты
Беседа о агиографии
Д.Зелов о книге ЖЗЛ
КК о Савве на KM.TV
ЛитРоссия о книге
ЛитРоссия о книге - 2
Год старца Саввы
Презентация о Савве
Конкурс Дети - Савве
Отзывы о книге ЖЗЛ
Возвращение Саввы

 

Rambler's Top100  

 

Дмитрий Зелов

Звенигородская Русь

 О книге Константина Ковалева (Ковалева-Случевского) "Савва Сторожевский" в серии ЖЗЛ

 

(Д.Д. Зелов, кандидат исторических наук, руководитель пресс-службы Фонда "Гордость Отечества". Опубликовано в журнале "Встреча" - культурно-просветительский и литературно-художественный журнал, учрежден Министерством культуры России, № 11, 2007, с. 30-32).

 

     Звенигород… В самом его названии есть что то певучее, зовущее ввысь. Недаром на его гербе изображен колокол, звон которого, говорят, был слышен аж в самой Москве. Этот удивительный город, а по меркам современной столицы скорее городок, расположившийся на той же реке, что и Москва, уже много веков притягивает умы и взоры самых разных людей: от царей и президентов до паломников, туристов и просто интересующихся историей и культурой России и Подмосковья. Стоит лишь один раз оказаться здесь, постоять на валах древнего Кремля, побывать в Успенском соборе на Городке, стены которого хранят память о кисти Андрея Рублева, увидеть с крутого холма городища изумительный вид на реку, воды которой спешат к столице, проникнуться необыкновенной энергетикой этого места — и вы будете стремиться сюда вновь и вновь.
     Здесь, как и в Москве, переплелась, слилась, сплавилась воедино вся русская история. Царь Алексей Михайлович настолько полюбил эти места, что выстроил в монастыре даже царский дворец, из которого можно было бы управлять страной и одновременно жить в Саввино Сторожевской обители. Удивительное дело, первой лаврой в России стал именно этот монастырь, и лишь почти столетие спустя знаменитая обитель Сергия Радонежского также стала именоваться лаврой. Cын богомольного Алексея Михайловича, будущий строитель Новой России император Петр I, как известно, не очень то жаловавший монастыри и монашество, во время Полтавской баталии, когда решалась судьба всей державы, был спасен образком Саввы Сторожевского, подаренном настоятелем и носимым царем на груди, — именно в него во время битвы попала шведская пуля. Сюда в грозном 1941 г. не смогли дойти фашисты, хотя стояли буквально рядом: всего в трех километрах от города. Поразительный, не поддающийся материалистическому объяснению факт: золоченые сверкающие купола соборов и колокольня монастыря были прекрасными ориентирами для немецкой артиллерии и авиации. Но… ни одного снаряда, осколка или даже шальной пули не попало в эти места, хотя буквально совсем рядом, в окрестных селах и деревнях, фашисты разрушили и уничтожили все, что могли. Знаменитое творение патриарха Никона — Ново Иерусалимский монастырь восстанавливают до сих пор… И таких поистине необыкновенных, удивительных историй, связанных с историей Саввино Сторожевского монастыря, Звенигорода и преподобного Саввы, очень много.
     Случай с пасынком Наполеона Эженом Богарне, стоявшего в Отечественную войну у стен монастыря, потомки которого по пророчеству основателя обители переселились в Россию и породнились с самими Романовыми, а сам генерал фактически единственный из окружения Наполеона вернулся целым и невредимым во Францию... Режиссер Андрей Тарковский, закончивший свой черно белый фильм «Андрей Рублев» единственным цветным кадром — Спасом из «Звенигородского чина», найденном в одном из звенигородских сараев поблизости от Успенского собора что на Городке в 1918 г. и ставшего наряду с рублевской же Троицей одним из знаковых символов России... Герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий змия, впервые был изображен на монетах сыном Дмитрия Донского Юрием Звенигородским, и лишь позднее заимствован великими московскими князьями в качестве символа денежной единицы... Чудесное спасение от медведя в окрестностях Звенигорода царя Алексея Михайловича... Александр Пушкин, переписавший на современный ему русский язык Житие Саввы Сторожевского... Федор Шаляпин, любивший петь с монастырской звонницы... История с вскрытием и чудесным спасением мощей Саввы Сторожевского в советское время…
     Рассказывать можно долго. Очень. И при этом все увлекательно. Такая история, состоящая из, казалось бы, сухих строчек, дат, цифр, отчетов, предстает в красках и оживает.
     Писатель и историк Константин Ковалев почувствовал это и в вышедшей в августе этого года в серии ЖЗЛ книге «Савва Сторожевский. Жизнеописание: факты и мифы, предания и гипотезы» показал как нельзя лучше. Это необычная книга читается легко и с интересом. Автор проделал колоссальный труд, собрал по крупицам разбросанные материалы по биографии преподобного Саввы Сторожевского (о жизни которого известно крайне мало!), по истории его современников и соратников в деле построения уникальной Звенигородской Руси, основанной на идеи «благочестивого княжения» (слова самого Саввы Сторожевского), а также и последующей истории Сторожевской обители, оказывавшей и продолжающей оказывать огромное духовное и историко культурное влияние на жизнь и судьбы русских людей, самой России.
     Нынешний, 2007 год — юбилейный и для Звенигорода, и для Саввино Сторожевского монастыря. Россия отмечает 600 лет со дня преставления Звенигородского Чудотворца Саввы Сторожевского. 16 (3 по старому стилю) декабря — дата кончины знаменитого русского святого. Пожалуй, это единственная достоверно известная дата его земной биографии. Об остальном — можно спорить, предполагать.
     Константин Ковалев в самом начале своего исследования прямо говорит об этом: «Эта книга может вызвать много споров. В ней немало гипотез, пробелов, недоговоренностей… Повторюсь: эта книга — исторических реалий и одновременно — многочисленных гипотез ». Почему? А потому, как объясняет сам автор, «есть вещи, о которых по прошествии времени можно только догадываться, но нельзя утверждать «на все сто». Вспомним многочисленные смуты на серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей») вышла книга «Савва Сторожевский» — первое полное и обширное художественно-историческое жизнеописание величайшего подвижника Духа в российской истории — Звенигородского Чудотворца. Новое издание являет вариант современного подхода к освещению жизни и деятельности русского святого Руси, нашествия иноплеменных языков… Все это сопровождалось гибелью ценнейших архивов, уникальных рукописей и документов, многие из которых безвозвратно утеряны. Не забудем и соперничество Москвы со Звенигородом, когда потомки великого князя Московского Василия I, старшего брата князя Юрия Звенигородского, сознательно и целенаправленно сводили на нет все наследие строителей Звенигородской Руси.
     Заслуга исследования Константина Ковалева в том, что он, пожалуй, впервые в отечественной историографии создал полную и цельную картину жизни Московского княжества конца XIV начала XV столетий. Ведь, действительно, искусствоведы занимаются творчеством Андрея Рублева, археологи проводят раскопки в Москве и Звенигороде, историки — временем детей Дмитрия Донского и начавшейся по терминологии советской исторической школы «феодальной войной» середины XV столетия между Москвой и Звенигородом, церковь — житием Саввы и связанным с его именем чудесами… И так далее. Автор же собрал все воедино. В результате, многие, казалось бы, уже ставшие хрестоматийными, факты подверглись переосмыслению или уступили свое место новым открывшимся данным. Такие исследования очень важны для общества, для истории и культуры. При этом, что крайне ценно, книга рассчитана не только на узких специалистов, знатоков истории и культуры, но адресована самой широкой аудитории. Исследование о Савве Сторожевском заставляет думать, чувствовать, сопереживать.
     Для любознательного читателя в книге К. Ковалева открывается множество любопытнейших фактов. Например, знали ли вы, что Звенигород платил самую большую дань Орде, и понес самые тяжелые потери в Куликовской битве. И что духовником самого Сергия Радонежского был Савва Сторожевский. Кроме того, автор убедительно опровергает версию об игуменстве Звенигородского Чудотворца в Дубенском монастыре, которым руководил Савва Стромынский, и показывает, что путаница произошла из за простого совпадения имен...
     Или еще удивительный факт: богомольный Алексей Михайлович окружил себя в московских кремлевских палатах множеством различных икон. Так вот, среди них насчитывалось 194 (!) иконы с ликами Саввы Сторожевского. Есть над чем задуматься...
     Возьмем уже ставший чуть ли не хрестоматийным утверждение: Сергий Радонежский благословил Андрея Рублева на создание образа Троицы. Константин Ковалев убедительно и аргументировано доказывает, что вдохновителем иконописца мог стать только Савва Сторожевский, под мудрым духовным наставничеством которого молодой Андрей Рублев работал в Звенигороде, расписывая Успенский собор в Кремле и Рождественский в обители. Именно после росписи в Звенигороде, после создания Русского (Звенигородского) Спаса (найденного, как уже говорилось, в первый год советской власти в одном из сараев), Андрей Рублев был приглашен для росписи Благовещенского собора Московского Кремля. И только потом создал Троицу для обители Сергия Радонежского. Кстати, все три белокаменных красавца собора, — Успенский на Городке, Рождественский на горе Стороже и Троицкий в современной Сергиевой лавре, где покоятся мощи Сергия Радонежского, — были построены трудами и на средства князя Юрия Звенигородского — победителя волжских булгар.
     И здесь снова Константин Ковалев предлагает нам на первый взгляд ошеломляющую, даже шокирующую версию развития русской истории. Все мы знаем Сретенский монастырь, построенный в Москве вдовой Дмитрия Донского и матерью Юрия Звенигородского Евдокией на месте встречи Владимирской иконы, спасшей Русь от страшного нашествия Тамерлана (Тимура). Как ни тяжело было ордынское иго, но и будучи улусом Золотой Орды, Русь постепенно копила сила для решающей схватки. Битва состоялась на Куликовом поле в 1380 г., — и завершившись сокрушительным поражением Мамая. Однако через два года, новый правитель Тохтамыш взял реванш и сжег белокаменную Москву вместе с другими русскими городами, восстановив пошатнувшееся положение Орды в отношениях с Русью. Затем в конце XIV в. с Востока появился неведомый, страшный враг — «железный хромец» Тимур. Весь ужас его завоевательных походов состоял в том, что он не брал пленных, оставляя после себя на месте цветущих городов и сел пустыню. Известно, что Тимур в 1395 г. наголову разгромил хана Тамерлана, сокрушив тем могущество Золотой Орды, после чего начался ее закат и распад, затем уничтожил Волжскую Булгарию как цивилизацию, и пограбив лишь Елец, неожиданно для всех повернул обратно...
Почему? На Руси готовились к концу света. Силы, способной реально противостоять могучему Тамерлану, у русских не было. Версия К. Ковалева состоит в том, что Тимур воспринимал Звенигородского князя Юрия как… своего союзника, а потому и не пошел на Русь, пограбив лишь Елец (кстати, Елец был не совсем русским городом, назывался также Карасу из за большого количества проживавшего в нем тюркоязычного населения и вообще был для русских территорией Орды). В пользу этой версии, кстати, говорит практически одновременный поход Тимура и Юрия Звенигородского в Волжскую Булгарию. На эту битву его благословил Савва Сторожевский. Это второе благословление в русской истории — после благословления Сергием Радонежским Дмитрия Донского на битву с ордынцами. Итогом победоносного похода Юрия Звенинородского стали большие денежные средства, на которые производилась чеканка монеты с изображением Георгия (Юрия) Победоносца, строительство уже упомянутых белокаменных соборов. А Русь до 1407 г. (то есть до кончины Саввы Сторожевского) перестала платить дань Орде. Но самое главное — стало возможным в полной мере развернуть в Звенигороде построение новой культуры — «Звенигородской Руси».
     Что же такое «Звенигородская Русь»? Термин, введенный К.Ковалевым по аналогии с Московской Русью. (Кстати, понятие «Московская Русь» появилось в исторической науке лишь в XIX в. для обозначения определенного этапа развития нашей страны). Предоставим слово самому автору: «Юрий решил построить свою Русь — Русь Звенигородскую. Не просто обустроить доставшийся в наследство удел, а создать вариант собственного большого правления… Все сошлось в одном месте и в одной точке — на двух холмах: Сторожи и Городке, монастырском и городском, сакральном и мирском. Два человека — два холма — два мира — два образа жизни. И все это должно было стать единой системой бытия их современника или будущего человека Руси»...
     Последователи исихазма, Юрий Звенигородский и Савва Сторожевский, создавали Звенигородскую Русь на основах «благочестивого княжения», о котором мечтал еще Сергий Радонежский. Как пишет К.Ковалев, «на смену страшной… логике «кто сильный — тот и властвует» приходила идея нравственного государства. Тогда впервые начали осознавать, и Юрий Звенигородский — ярчайший тому пример, что руководить любым… государством можно, только будучи духовно просвещенным, достаточно обогащенным знаниями нравственных законов человеком».
     И Савве Сторожевскому и Юрию Звенигородскому, пусть лишь на очень короткий исторический период, удалось добиться такого единения духовного начала и светской власти ради общего построения уникальной гармонии в государстве и обществе. Той гармонии, которой никак не удавалось достичь византийским императорам с константинопольскими патриархами; которую пытался построить, но не смог реализовать патриарх Никон при Алексее Михайловиче. Однако попытка построения Звенигородской Руси (хотя ей и был отпущен минимальный исторический срок) не исчезла, не канула в Лету. Она осталась прекрасным символом, мечтой русского человека о построении Небесного Града. В разные исторические периоды эта сокровенная мечта народа жила — то в чудесно спасшемся невидимом граде Китеже, то в Небесном Иерусалиме (земную копию которого строил в своей подмосковной Палестине патриарх Никон), то в легендах о Беловодье. Эту святую «правдошную» землю искали многие, но не могли найти. Потому что она открывается лишь избранным, самым чистым сердцем и помыслами.
     Для меня, как для историка, было очень интересно узнать (и в некотором смысле это явилось даже открытием) концепцию Небесного Звенигорода. Как справедливо замечает автор исследования, это — «вариант исторического русского мифа о спасшемся и невидимом граде… Город «страдалец», город рай… Город, заложенным и отстроенный двойственным союзом «по уму и духу» (земным и небесным)… Земное воплощение варианта Святой Руси». Любопытно и то, что в XX веке эта идея трансформировалась у деятелей русского религиозного возрождения в идею построения Нового Звенигорода (Алексей Ремизов. «Звенигород Окликанный»), а то и всеобщего града будущего, мирового центра единения всех духовных учений, своеобразной Русской Шамбалы (Николай Рерих). Рерих мечтал создать его в горах Алтая и последователи его учения до сих пор ездят с рюкзаками в алтайские горы в надежде построить новый мировой центр духовности.
     Для верующего православного образом града прибежища, местом пребывания христианина после завершения его земной жизни, многие века был образ Небесного Града Иерусалима. Так вот, как убедительно показывает К.Ковалев, в Новое время Звенигород стал представляться именно как Русский Иерусалим. «Символ Небесного Звенигорода и по сей день считается уникальным и неповторимым, сакральным, каким то предощущением будущего», — пишет он.

 

Слева - направо: Игумен Саввино-Сторожевского монастыря о. Стефан (Гулинов),

писатель Константин Петрович Ковалев, Генеральный директор

Благотворительного фонда «Гордость Отечества» Валентин Анатольевич Приходько,

Президент фонда «Единство. Просвещение. Духовность» Геннадий Петрович Булгаков.


     …Узнав, что книга Ковалева «Савва Сторожевский» выходит в ЖЗЛ в августе 2007 г., я предложил провести, как руководитель пресс службы Благотворительного Фонда «Гордость Отечества», совместную акцию с Торговым Домом «Библио Глобус». Кстати, в конце августа магазин отмечал свой полувековой юбилей. Книга Ковалева вышла как раз к 600 летию преставления Саввы Сторожевского. И... буквально в эти же дни состоялось торжественное открытие у стен обители памятника Преподобному. Совместная акция Фонда «Гордость Отечества» и ТД «Библио Глобус» состоялась 20 сентября 2007 г. На презентации книги присутствовали генеральный директор книжного магазина «Библио Глобус» Борис Есенкин и его заместитель Юрий Усатенко, которые дали высокую оценку ярко и интересно проведенной акции. Говоря о выходе в свет книги о Савве Сторожевском, генеральный директор фонда «Гордость Отечества» Валентин Приходько напомнил собравшимся, что все мы продолжаем жить в стране, где понятие «патриотизм» еще совсем недавно было ругательством. Но и сегодня нашу историю в очередной раз пытаются переписать. Поэтому популяризация имен великих сынов Отечества, каким, без сомнения, является преподобный Савва, особенно необходима. «К счастью, эта ситуация сегодня постепенно меняется к лучшему... Житие святого из разряда чисто духовной литературы переходит ближе к нам, и мы при этом становимся чище, лучше узнавая и лучше понимая великих людей нашей нации, нашей России», — подчеркнул Валентин Приходько.
     Книга Константина Ковалева своевременна. А ее положения о «благочестивом княжении» актуальны и в наши дни. Ее стоит прочитать. До поездки в Звенигород или после. Если «до» — вам обязательно захочется своими глазами увидеть это уникальное место, где разворачивались ключевые события русской истории. А если «после» — вам непременно захочется узнать о чудесах, и деяниях Саввы Сторожевского — одного из самых почитаемых русских святых.

     В добрый путь…

 

ГЛАВНАЯ | HOME PAGE | Пресс-релиз ЖЗЛ | Житие Саввы: новости | Житие Саввы XVI в. | А.С. Пушкин о Савве | Содерж. книги ЖЗЛ | От автора: книга ЖЗЛ | Загадки Чудотворца | Цари Богоизбранные | Старец А. Мезенец | Дни памяти Саввы | Канон, молитва Савве | Интерфакс о книге | "Россия" о книге ЖЗЛ | Из Российской газеты | Беседа о агиографии | Д.Зелов о книге ЖЗЛ | КК о Савве на KM.TV | ЛитРоссия о книге | ЛитРоссия о книге - 2 | Год старца Саввы | Презентация о Савве | Конкурс Дети - Савве | Отзывы о книге ЖЗЛ | Возвращение Саввы