А.С. ПУШКИН.
ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА
ИГУМЕН
В этой публикации великий поэт предстает перед
нами как исследователь древнерусской агиографии. Он перевел, вернее,
переложил с церковно-славянского на современный ему литературный язык
древнее Житие Саввы Сторожевского. Причем, переписал его набело, видимо,
готовя к публикации или для осуществления какой-то другой важной работы (об
этом, увы, мы ничего пока не знаем). Автограф беловика и по сей день
хранится в Пушкинском Доме, в Санкт-Петербурге.
Считается, что за это переложение он взялся в начале 1830-х годов, когда
публикация Жития попала к нему в руки. Текст публикаторы произведений
Пушкина обходили стороной, особенно в
XX
столетии, когда даже академической издание сочинений поэта о нем «забыло».
Естественно, ведь это касалось жития святого, мощи которого были тогда
разорены (но позже найдены и возвращены на свое место), а основанный им
монастырь – закрыт.
Поэт взялся за чтение «Книги житий святых на три месяца вторыя»,
подготовленной когда-то к печати Дмитрием Ростовским. Здесь был помещен
текст Жития игумена Саввы, отличный от того, что написал Маркелл Безбородый
еще в
XVI веке. Пушкин приводит текст по «Прологу»
XVII века, на который ссылался и Дмитрий Ростовский. Его переложение
кратко, без описаний чудес, связанных с именем святого. Краткое изложение
было явной «заготовкой» для какого-то будущего произведения, которое так и
не было написано. Исследователи заметят лишь «нечто мелькнувшее» в более
раннем отрывке из его незаконченной поэмы о братьях-разбойниках, да еще в
беловике «Евгения Онегина», где, вдруг, отец русской душою Татьяны будет
назван загадочно – «Смиренный грешник Сава Ларин». О «смиренном старце Саве»
(именно так, по-старому, в подлинниках, с одним «в») и повествовали когда-то
древние Жития.
Текст приводится по изданию: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах.
Т. 7. М., 1962.
Константин Ковалев
(Ковалев-Случевский),
из книги: К.Ковалев.
"Савва Сторожевский", в серии ЖЗЛ
А.С. Пушкин. Автопортрет 1829 года,
почти того времени, когда создавалось Житие Саввы игумена
Декабря 3. Преставление преподобного отца нашего Саввы игумена святыя
обители Пресвятой Богородицы, что на Сторожех, нового чудотворца.
Из Пролога. Преподобный отец наш Савва от юности своей Христа
возлюбил, а мир возненавидел и, пришед к преподобному Сергию, принял
ангельский образ и стал подвизаться, угождая Богу постом, бдением,
молитвами, смиренномудрием и всеми добродетельми, желая небесная блага
приять от господа. Многие искушения претерпел он от бесов, но победил их
помощию вышнего и над страстями воцарился. Тогда, по наставлению учителя
своего, великого Сергия, отошел он от обители Святыя Троицы и поселился в
пустыне на горе, называемой Сторожи, в верху Москвы-реки, в расстоянии
одного поприща от Звенигорода и сорока от града Москвы. Там святый
иночествовал в безмолвии, терпя ночные морозы и тяготу жара дневного. –
Услыша о добродетельном житии его, многие иноки и люди мирские от различных
мест начали к нему приходить, дабы жить при нем и от него пользоваться. И
принимал он всех с любовию, и был им образец смирения и иноческих трудов,
сам черпая и нося воду и другие потребности правя, научая тем братию не
лениться и не губить дней своих праздностию, изобретательницею всего злаго.
Потом некий христолюбивый князь, пришед к блаженному отцу Савве, умолил его
построить храм на том месте и сумму, нужную на создание оного, дал святому.
И святой прошение князя исполнил и построил храм честного и славного
рождества Пречистой Богоматери и обитель пречудесную и великую для
душеспасительного пребывания в ней иноков. Там он добре пас во имя Христа
собранное стадо, водя оное на пажить духовную, и быв некогда единожителем
божественному Сергию, сотворил многие добрые дела о Господе. В поздней
старости впал он в болезнь телесную и, недолго пострадав, призвал братию и
поучал их божественным писаниям, наказывающим хранить чистоту телесную,
иметь братолюбие, украшаться смирением и прилежать посту и молитве. Тогда
поставил им в игумены одного из учеников своих и всем братиям заповедал
пребывать у игумна в послушании и в повиновении. Наконец дав им всем мир и
последнее целование, в добром исповедании предал душу в руце Божии декабря
3-го дня, во всем благоугодив Владыке своему, Христу. Услышав о преставлении
святого, князья и бояре, и окрест живущие, и все христолюбивые граждане
Звенигорода стеклись с великой любовию на погребение отца, принесши с собою
больных своих, и, проводив его псалмопением надгробным, положили его с
честию в им построенной церкви Пресвятой Богородицы, на правой стороне.
Честные его мощи и до нынешнего дня многие и различные исцеления источают
приходящим с верою, во славу Христа, Бога нашего, угодниками своими и по
преставлении их преславные чудеса творящего, ему же слава ныне, и присно, и
во веки веков, аминь.
(текст данной страницы сайта
предоставляется
для свободного копирования и
распространения)