Анонс телеинтервью:
Константин Ковалев
(Ковалев-Случевский):
«Цивилизация Звенигородской Руси могла изменить
историю России»
ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Общественно-политический канал
Полная Видеоверсия »
http://tv.km.ru/index.asp?event=55A67C95-9B1B-4CB1-9808-72C211C2D1A8
Текстовая версия
Факты:
Преподобный Савва, игумен Сторожевский и Звенигородский, — ученик и
сподвижник Сергия Радонежского и основатель одной из главных обителей
Московской земли — Саввино-Сторожевского монастыря. Представителями царской
династии Романовых святой Савва Сторожевский почитался как небесный
покровитель — «Молитвенник за Царей Богоизбранных». В 2007 г. Россия
отмечает 600-летие со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского.
С именем Саввы Сторожевского связаны судьбы многих известных людей России,
вплоть до нашего времени, включая государственных деятелей, писателей,
художников, музыкантов, кинорежиссеров. Звенигород всегда «притягивал» к
себе «мыслящую публику», тех, кто искал ответы на самые сокровенные вопросы
бытия.
В настоящее время Звенигород и Саввин монастырь со святым источником
являются конечной точкой знаменитой в прошлом «Государевой дороги» из Москвы
(теперь это пресловутая «Рублевка»).
Прозаик, телеведущий, историк и искусствовед Константин Ковалев посвятил
целое исследование неизвестным страницам истории Звенигородского святого и
тайнам Саввино-Сторожевского монастыря. По словам Ковалева, при изучении
личности преподобного Саввы Сторожевского и его времени открывается масса
интересных фактов. И в то же время об этом почему-то никто ничего не знает,
несмотря на то, что по посещаемости Саввино-Сторожевский монастырь — третий
после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.
Писатель в своей новой книге, вышедшей в серии «ЖЗЛ», объяснил, почему
преподобный Савва на самом деле считается защитником Москвы и спасителем
России. По словам историка, его поразило то, что никто из тех, кто занимался
ранее исследованиями в этой области, не попытался объединить разрозненные
факты и даты, благодаря которым выстраивается целая теория. По мнению
Ковалева, преподобный Савва совместно с Юрием Звенигородским создавал особую
цивилизацию, которую автор именует Звенигородской Русью.
«Это был уникальный проект, как сказали бы сейчас, технопарк той
современности. Два человека, духовный наставник и его крестный сын, молодой
князь Юрий, которому в то время, вообще, было около 20 лет, начали возводить
град на двух холмах. На одном — новый Кремль — светскую крепость, на другом
— духовный центр, монастырь,— заявляет Ковалев.— Это была концепция новой
православной Руси по заветам Сергия Радонежского. Не исключено, что, если бы
они ее осуществили, мы раньше освободились бы от ордынского ига, и вообще
история Руси пошла бы по другому направлению».
Историк считает, что на территории «технопарка» под названием Звенигород
вполне возможно было воплотить так называемую концепцию «благочестивого
служения», согласно которой руководить любым, даже наследным, государством
можно только будучи духовно просвещенным, достаточно обогащенным знаниями
нравственных законов человеком.
Почему именно Савву Сторожевского называют защитником Москвы? Как сложилось,
что факты, связанные с преподобным остались «белым пятном» в истории? Как
могла бы сложиться жизнь российского государства, если бы Савве
Сторожевскому и Юрию Звенигородскому удалось воплотить в жизнь концепцию «Звенигородской
Руси»?
Об этом и многом другом расскажет Константин Ковалев в прямом эфире КМ.TV 17
сентября в 14.00
(17 сентября, 15:00)
Здравствуйте, в эфире КМ TV онлайн конференция и я, ее ведущая Мария
Ермаченко. В августе Россия отметила одно из главных юбилейных событий 2007
года – 600-летие со дня преставления преподобного Саввы Сторожевского,
ученика Сергия Радонежского и основателя одной из главных обителей
московской земли – Саввино-Сторожевского монастыря. Несмотря на то что
сейчас Саввино-Сторожевский монастырь является одной из самых посещаемых
обителей, а ее основатель почитается тысячей верующих, – несмотря на это
почему-то есть очень много неизвестных страниц в истории звенигородского
святого. Именно об этом мы хотим поговорить сегодня с гостем нашей студии
Константином Ковалевым. Здравствуйте, Константин.
: (17 сентября, 14:55)
По традиции краткая информационная справка. Константин Петрович Ковалев –
писатель, путешественник, креативный топ-менеджер, историк-искусствовед и
специалист по музыкальной эстетике 18 - начала 19-го веков. Кроме всего
этого, - телеведущий. В настоящее время - постоянный комментатор программы
«Деловая Москва» на ТВЦ. До этого ведущий «Доброго утра», «Обзора прессы» на
Первом канале… Ну и так далее в глубь веков, потому что на самом деле можно
долго перечислять телевизионные программы. Научный сотрудник Института
мировой литературы РАН. С 1991 года – доктор философии Института
альтернативной медицины и Открытого международного университета
комплиментароной медицины. Председатель жюри Первого и Второго Международных
литературно-творческих фестивалей русскоязычного зарубежья имени Чехова. И в
2005 году Константин Ковалев отмечен премией за вклад в развитие русской
литературы и цивилизации. Автор множества книг, и в частности исследования,
посвященного Савве Сторожевскому. И вот так ненавязчиво мы подошли все-таки
к теме нашей программы.
:Прежде всего хотелось бы узнать – это не первое исследование в серии
«Жизнь замечательных людей»? (17 сентября, 14:50)
Да. В серии «Жизнь замечательных людей» - «ЖЗЛ», как обычно говорят, - у
меня выходило 2 полноценных книжки и одна не вся. Она была как бы в
некотором сборнике. Первая из них была о композиторе Бортнянском, многие
читатели, наверное, ее знают. Когда-то мне приходилось очень много им
заниматься, и вытаскивать его на свет Божий, потому что о нем мало что было
известно. И саму книгу не давали выпускать, потому что первое издание
выходило еще в 89-м году, когда считалось, что это церковный композитор и
его нельзя пропагандировать советской молодежи. Помог, кстати, ныне покойный
Тихон Николаевич Хренников, который написал огромное письмо в ЦК ВЛКСМ, и
это помогло. Затем - книга о генерале Раевском. И эта – третья. Надеюсь, что
будет и четвертая, потому что сейчас я работаю над книгой о Юрии
Звенигородском – о том самом князе, с которым была связана большая часть
жизни преподобного Саввы Сторожевского. Не большая, вернее, а, скажем,
главнейшая часть его жизни. И с которым вместе они строили свою
Звенигородскую цивилизацию.
:Почему именно Савва Сторожевский? Насколько труднее было писать именно о
Савве Сторожевском? Здесь есть определенные особенности… (17 сентября,
14:45)
Самое интересное – это… Вот 600-летний, так сказать, юбилей – так сейчас
этот год – год преставления Саввы Сторожевского. Он подвиг меня к этому. Но
когда я взялся за эту тему, я сначала немножко пожалел. Мне показалось
странно: такое количество людей едут в Звенигород и каждый, кто хоть
когда-нибудь бывал рядом или внутри Саввино-Сторожевского монастыря,
понимает, что что-то вокруг этого места есть неповторимое совершенно,
уникальное. И вдруг, когда начинаешь внедряться в материал, выясняется, что
о самом преподобном Савве почти ничего не известно. Есть «Житие» 16-го века,
написанное Маркеллом Хутынским. Мне, кстати, пришлось перевести это «Житие»
на современный русский язык, чтобы люди его читали. Оно в книге есть. Я бы
очень хотел, чтобы оно наконец распространилось, чтобы люди имели источник,
подлинник того, откуда все это идет. Потому что потом многие сотни лет это
практически просто повторялось. И вот я понял, что историки не берутся за
эту тему, потому что мало материала, писатели не пишут, потому что очень
сложный образ. Что и как можно писать о русском святом?.. Но мне-то это
интересно как историку. И как человеку, которому небезынтересны пути
развития Русской православной церкви. И как объединить одно с другим? Ведь
есть еще понятие «Житие», а «Житие» - это словесная икона. Вы знаете, как
говорят? На иконе все изображено символично, не реалистично. То же самое и в
«Житие». Очень много мифологем. То есть историк скажет: «Да мне в «Житие»
ничего интересного нет. Здесь общие слова… А где имена, факты, цифры?.. Где
мне их взять?» И вот мне нужно было совместить «Житие» и биографию. Потому
что один церковный человек мне так сказал: «О Савве Сторожевском как о
святом нельзя писать биографию. Можно только «Житие». И вот попробуйте
совместить одно с другим. Я в отчаянии думал, что, наверное, я зря взялся за
эту тему. А потом через какой-то момент я понял, что я стал ею просто
бредить. Потому что оказалось, что дело не в материале, а в том, что вокруг
этого человека для меня стали происходить такие невероятные события,
ключевые в русской истории, что я просто сам этим увлекся. Увлекся так, что
потом постарался все это в жанре такого исторического расследования передать
читателю.
:В книге очень много гипотез. Есть версия, что о жизни Саввы
Сторожевского ничего не известно, и мы можем только предполагать… (17
сентября, 14:45)
Я бы сказал так. Искусствоведы очень много, например, пишут об Андрее
Рублеве. Знаете, именно в Звенигороде был найден знаменитый Звенигородский
чин. Висит в Третьяковской галерее. В 18-м году откопали эту икону Спаса
Звенигородского. Прямо в сарае нашли. Архитекторы пишут об архитектуре так
называемой раннемосковской, об этих соборах в монастыре в Звенигороде...
Многие это знают. А я их называю звенигородским стилем, а не
раннемосковским. Историки пишут, например, о Юрии Звенигородском, об этом
периоде русской истории, конце 14 – начале 15-го века. Археологи копают в
Звенигороде и пишут об осколках каких-то, о монетах Юрия Звенигородского и
так далее. Представители Церкви говорят о Житие святых и в частности о Савве
Сторожевском. Но почему-то никто и никогда не объединял все эти события
вместе. И когда все это хронологически раскладывается по годам – вдруг
открываются невероятные вещи. Есть еще такое расхожее мнение – если Савва
Сторожевский и Андрей Рублев, иконописец, были в Звенигороде одновременно,
то наверняка, они знали друг друга. Это просто иногда такое краеведческое
мнение. Смешно даже так говорить. Они много лет существовали бок о бок.
Андрей Рублев расписывал Звенигородский собор, он писал иконостасы. Конечно
же, вокруг этих людей было много всего интересного. И вот это меня больше
всего завлекало.
:Что такое исихазм и какое отношение имеет к Савве Сторожевскому? (17
сентября, 14:40)
Сейчас наши зрители будут немножечко потрясены, если мы начнем углубляться в
это дело… Это некое духовное учение, которое возникло в недрах Византийской
церкви. Одним из идеологов был совершенно замечательный человек – Григорий
Палама. Оно пришло на Русь тоже. И одним из его последователей был,
например, преподобный Сергий Радонежский. А Савва Сторожевский, как
известно, был первым учеником Сергия Радонежского. Более того, он заменил
его после кончины, он стал игуменом Троицкого монастыря. Более того, есть
совершенно потрясающий факт: например, Сергий Радонежский основал монастырь
и был игуменом и, как говорится, руководил им. Но! Он ведь тоже должен был
кому-то исповедываться. Кто был духовником Сергия Радонежского? А вот его
духовником был Савва Сторожевский. Будущий Сторожевский, тогда еще не
Сторожевский. И, естественно, будучи его первым учеником, он был
последователем этого учения. Смысл его сводился к тому, что нужно перевести
все духовное дело из ума в сердце. То есть перестать думать головой и думать
совершенно другими органами тела. Это специальная методика. Я бы сказал,
медитация. Например, почему мы ничего не знаем о Савве Сторожевском? А ведь
очень многие людям, особенно святым, считалось как бы необходимым выпасть из
современной истории. Люди не стремились рассказывать о себе, о своем
рождении, о своих достижениях, о своих каких-то социальных завоеваниях,
наградах или званиях. Это было бы просто странно для них. Поэтому они ничего
никогда никому не говорили. Они выходили из реальной истории. А вот если
говорить о государственном значении этого учения, то оно было таковым.
Полагалось, что очень важно для руководителя государства постичь немножечко,
хотя бы чуть-чуть исихазм. То есть хотя бы сообразить, что руководить
государством полноценно можно, только если ты человек нравственный. Или хотя
бы просвещен какими-то духовными книгами. На Руси, даже на православной Руси
в то время многие вещи решались «по понятиям»: кто сильнее, тот и прав.
Поэтому разные княжества постоянно воевали между собой, воевали даже
родственники, братья, князья. Что-то кому-то доказывали силой, страхом, еще
чем-то… А тут вдруг появляется такая штука. И вот Сергий Радонежский пытался
очень много говорить об этом с Дмитрием Донским. Его сын Юрий Звенигородский
постоянно об этом беседовал с Саввой Строжевским. Именно Савва Сторожевский
ввел понятие под названием «благочестивое княжение» (это его слова
буквально), - и вот эти два человека, 22-х летний Юрий Звенигородский и
почти 90-летний старик Савва Сторожевский объединились, для того чтобы
осуществить это в реальности. Они в Звенигороде до этого не жили, они пришли
туда. Молодой князь получил Звенигород в удел, а Савва Сторожевский бросил
Троицкий монастырь и перешел туда, и на двух холмах они стали строить этот
новый мир. Очень интересная концепция Звенигородской Руси.
:То есть значение имеют события, которые произошли. Насколько я понимаю,
это история о том, чего не произошло. То есть очередная утопия, очередной
«небесный град». Какое это значение имеет сейчас? (17 сентября, 14:15)
Это не совсем утопия. Как писал поэт Вяземский: «Край родной Палестина, с
детства родственный мне». Вот такие строчки. Русские люди никогда не были в
Палестине, никогда не были на Святой земле. Как Вяземский – он никогда там
не был, но почему-то для него она была с детства родственной. То есть было
ощущение такое – что Русь имеет такие места, которые так или иначе могли
быть связаны с Палестиной. Ведь мы помним, что есть даже понятие «Новый
Иерусалим», что патриарх Никон в XVII веке построил Новоиерусалимский
монастырь. Причем повторил там все: там есть храм Гроба Господня, Голгофа –
все эти места, связанные с Иерусалимом. А ведь преподобный Савва
Сторожевский вместе с Юрием Звенигородским нечто похожее начали строить
намного раньше. Не случайно патриарх Никон свой монастырь построил рядом со
Звенигородом, буквально на расстоянии пешего перехода. Они строили как
русскую Палестину. Это особая концепция, ее можно назвать именно «небесным
Звенигородом». Она не была осуществлена, потому что Савва Сторожевский очень
быстро скончался. Он уже был глубоким старцем, и они не успели очень многое
достроить, хотя соборы основные уже были построены. Есть четыре главных
собора, которые были построены. Здесь я бы сделал маленькое отступление
такого плана. Очень многие вещи, которые сделал Савва Сторожевский, иногда
до сих пор приписываются другим. Я не хочу умалить достоинства таких великих
людей, как преподобный Сергий Радонежский, но смотрите: существует
хрестоматийное для нас мнение, что Андрей Рублев написал икону Троицы по
благословению преподобного Сергия Радонежского, эти два имени вместе. Но
Сергий Радонежский скончался в 1392 году, тогда Андрей Рублев был еще совсем
маленьким мальчиком. А написал он икону Троицы после 1422-го, когда был
построен Троицкий собор, то есть через 30 лет. Но строительство Троицкого
собора в Троице-Сергиевой, тогда еще не Лавре, в монастыре, было
благословлено Саввой Сторожевским. Построен он был на деньги Юрия
Звенигородского. Так спрашивается: кто заказал в этот собор икону Троицы?
Здесь очень интересные вещи. И об этом можно очень много говорить. Или,
например… Мы понимаем, что он был духовником Сергия, что он заменил его,
стал игуменом Троицкого монастыря, что он много чего сделал, но Савва
Сторожевский до сих пор не входит в состав Радонежских святых. В июле месяце
отмечается их праздник. Почему-то в этом списке нет Саввы Сторожевского.
Хотя в Троице-Сергиевой лавре их почитают, и есть знаменитый источник Саввы
Сторожевского прямо у стен Троицкого монастыря. В почему?.. Ведь он же был
первым его учеником. Вот эта вот последовательность официальных событий,
когда его вычеркивали, продолжает иногда до сих пор играть свою роль. На мой
взгляд, надо вернуть все на свои места, то есть какой-то статус его как
человека нужно возобновить.
:Давайте приоткроем завесу тайны. Насколько я поняла, будет вторая книга,
она будет называться «Юрий Звенигородский». О чем она будет? Просто
продолжение этой концепции, только уже со светской точки зрения? (17
сентября, 14:10)
Я зрительно себе представляю два холма. Москва строилась на семи холмах, а
Звенигород – на двух. Тот, кто бывал там, понимает, о чем я говорю. Мы едем
на машине, например, от города Звенигород, сначала этот знаменитый родник,
на который все поднимаются, - это городок, Звенигородский Кремль – светская
часть этого города. Там был построен Кремль – мощная крепость, замечательное
фортификационное сооружение по тем временам, настолько мощное, что
приходившие потом татары, например, даже не тронули Звенигород, потому что
не стали с ним вступать в бой, трудно было взять такую крепость. А рядом
холм другой – Сторожий, на котором был построен монастырь. Образ вот этих
двух холмов всегда передо мной. И вот преподобный Савва и книга о нем в
серии «ЖЗЛ» - как бы один холм. Но они были настолько взаимосвязаны в идее «благочествивого
княжения», что невозможно написать об одном, не написав о другом. Ведь Юрий
Звенигородский все-таки скончался Великим князем Владимирским, Суздальским и
Московским. Он 4 месяца пробыл всего этим Великим князем, по всей видимости,
он был отравлен. Это, опять же, целая история. И он похоронен как Великий
князь, в Архангельском соборе Москвского Кремля. Его дети очень долго
боролись за наследство и за престол, это была, действительно, большая
междоусобица, и все это было после кончины Саввы Сторожевского. Началась вся
эта заварушка, вернее, после кончины самого князя Василия. И если в первой
книге, о Савве Сторожевском, мы имеем образец какой-то русской святости и
решения вот этих духовных проблем жизни, то во второй книге, о Юрии
Звенигородском, мы можем видеть какой-то образец светской жизни
государственной, в то же время эти колоссальные проблемы. Ведь междоусобная,
братоубийственная война, некая история, связанная с самозванством, русская
смута по-настоящему началась с этих времен. Спрашивается: если это все так
пересекается, вместе с пшеницей растут и плевелы, и духовная жизнь человека
тем и отличается от жизни простого человека, который не понимает в этом
ничего, что он знает, что нельзя срывать сорняк – все равно на его месте
вырастет другой. А плевелы – это сорняки на современном языке. Таким
образом, параллельно растут эти вещи, и человек каждую секунду делает выбор:
он выбирает или пшеницу, или сорняк. И так всю жизнь. И здесь эти два тома
неизбежны. Это не значит, что где-то пшеница или сорняк. Есть власть
светская, есть духовная. И один из образцов возможного развития Руси,
который бы привел, возможно, к совершенно другой исторической реальности, на
мой взгляд, значительно более интересной, серьезной и по-своему
цивилизованной, как он мог развиваться. Поэтому я обязательно хочу очень
быстро написать в «ЖЗЛ» еще одну книгу.
:Скорее риторический вопрос, но всегда хочется получить на него ответ:
зачем? Зачем писать о Савве Сторожевском, зачем знать о Савве Сторожевском,
о Юрии Звенигородском, зачем это нужно? (17 сентября, 14:05)
Вы задали потрясающий вопрос, потому что, как говорят: я готов ответить на
любой вопрос, - но здесь вы меня поставили в тупик. Я сейчас отвечу. Просто
для меня он очень сложный, потому что всерьез я бы даже не смог ответить на
него. Я сам себя много раз спрашивал, даже в предисловии к книге об этом
пытался порассуждать: а зачем я берусь на эту тему вообще писать и говорить?
И в какой-то момент я даже подумал: а может, это какая-то миссия? Должен же
был кто-то. И я нашел эти слова у Епифания Премудрого, который написал
«Житие» Сергия Радонежского, а там есть таки слова (они очень простые): надо
было написать это «Житие» (я сейчас условно цитирую, не могу по памяти), но
ежели бы я не написал это «Житие», то, наверное, я не исполнил бы ту самую
знаменитую притчу о талантах, я должен был, наверное, это сделать, и,
наверное, именно я – а кто же еще? Еще раз говорю: я был далек от этой темы
какое-то время назад, но когда я в нее погрузился, уже не мог остановиться.
И здесь я даже иногда не могу ответить на вопрос: зачем? Я уже не мог его
даже задать сам себе. Уже просто нужно было написать – вот и все. Я
попробовал это сделать. Вы мне задавали вопрос о гипотезах. Там очень много
гипотез. Есть явления, которые нужно было раскрывать со всех сторон. Нельзя
было однозначно ответить, например, что в этом году было то-то и то-то, или
оно было именно так-то. Тогда мне нужно было разобрать все варианты
возможных событий, это могло быть так или так, и какой-то из них выбрать,
как я считаю, это могло происходить. Поэтому для читателя в книге есть
возможности и варианты. Если кто-то, какой-то еще более серьезный историк
возьмет и разовьет эту тему, я только скажу ему спасибо. И на этом моя
миссия закончится. Самое главное - чтобы пробежала какая-то искра между мной
и читателем. Она должна пробежать – и я буду считать, что моя цель
достигнута. И тогда память о преподобном Савве Сторожевском возобновится.
Это, возможно, и есть моя цель.
:Спасибо вам от читателей за этот труд, и большое вам спасибо от зрителей
нашего телевидения. (17 сентября, 14:00)
Кстати, в четверг, 20-го числа будет презентация в «Библио-глобусе» в 5
часов вечера. Может быть, кто-то захочет автограф – приходите, я с
удовольствием подпишу книгу. Спасибо.
http://tv.km.ru/index.asp?event=55A67C95-9B1B-4CB1-9808-72C211C2D1A8