ДОСТИГНЕТ ВЫСШИХ БЛАГ 
    Еженедельник-газета «Россия» (8-14 ноября 2007 г., стр. 
    8)
    
    
    Один из самых почитаемых русских святых
    шлет нынешним правителям свой совет из XV века.
 
    ПРОЧИТАЕМ - ПОЙМЕМ
     
    
    
В 
    этом году отмечается знаменательное событие – 600-летие со дня преставления 
    (кончины) Саввы Сторожевского. Ученик и сподвижник Сергия Радонежского, 
    духовник семьи Дмитрия Донского, он был связан с великими свершениями и 
    переменами на Руси после победы на поле Куликовом. В серии «Жизнь 
    замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла книга о 
    Звенигородском чудотворце, «молитвеннике за царей». Ее автор – известный 
    писатель и историк 
    
    Константин КОВАЛЕВ 
	(Ковалев-Случевский).
 
    
    – Житие Саввы Сторожевского давно известно. Тем не менее вашу книгу 
    называют «сенсационным расследованием». Почему?
    
    
– 
    Начнем с того, что еще никто не составлял полного жизнеописания Саввы 
    Сторожевского. Ранее было известно лишь кое что из его жития XVI века, 
    которое я, кстати, перевел на современный язык и поместил в книге для 
    удобства читателей. Одна и та же информация кочевала с сайта на сайт в 
    Интернете – скупая и не совсем достоверная. Поэтому большинство фактов в 
    моей книге – новые даже для тех, кто был знаком с жизнью преподобного. 
    Изменились многие датировки, развенчиваются некоторые мифы. Я рассказываю о 
    духовном подвижничестве и прозорливости Саввы, о той важнейшей роли, которую 
    он сыграл в истории Русской Церкви и русского государства. Преподобный влиял 
    на формирование личности выдающихся людей своего времени, например Андрея 
    Рублева. Я бы сказал так: по значимости Савва Сторожевский входит в число 
    главных русских святых вместе с его учителем Сергием Радонежским и Серафимом 
    Саровским.
    
    – Вам удалось удивить историков, светских и духовных, результатами своих 
    изысканий. Но скудость биографических сведений и персональных отзывов о 
    Савве Сторожевском невозможно восполнить сопоставлениями дат, описаниями 
    военных походов, текстами договорных грамот. Достаточно ли этого для 
    воскрешения облика конкретного человека с его мыслями, чувствами, 
    стремлениями? Ведь и серия называется «Жизнь замечательных людей», а не 
    «замечательных эпох».
    
    – Странный вопрос. Если мы, например, откроем том «ЖЗЛ» о Пастернаке, то 
    заметим, что в нем больше половины страниц посвящено не биографии поэта и не 
    его творчеству, а размышлениям автора о произведениях Бориса Леонидовича. 
    Получается, что это не «жизнь замечательных людей», а «жизнь замечательных 
    идей». Припоминаю также вышедшую когда-то в «ЖЗЛ» книгу о Гомере. Мы вообще 
    почти ничего о нем не знаем. Однако родилось толстое издание. В случае с 
    Саввой Сторожевским ситуация как раз вполне гармоничная: имеется достаточно 
    сведений, чтобы проследить основные этапы его биографии. Другое дело, что 
    есть понятие «житие», а оно – как словесная икона, весьма символичное по 
    жанру и для историка не вполне достоверный источник. Я пытался соединить 
    одно с другим, то есть биографию с житием, так, чтобы это было интересно для 
    читателя. Не думаю, что чем-то удивил историков. Да я и не собирался этого 
    делать. Просто многие факты собрал воедино и посмотрел на них с необычных 
    позиций. Так бывает – нужно чуть-чуть отойти в сторону, чтобы увидеть 
    панораму более отчетливо и во всей красе.
    Открытия проявляются сами и неожиданно. Например, такой факт: царю Алексею 
    Михайловичу перед поездкой на войну с поляками привиделся в подмосковной 
    Наре старец Савва. Царь немедленно отправился в Смоленск, взяв с собой икону 
    преподобного. Ну и что, спросите вы? А я вдруг узнаю, что это произошло 
    прямо перед страшной эпидемией чумы, разразившейся в Москве, – погибло 
    множество людей, а в Звенигороде остались всего 17 жителей. Уехав в 
    Смоленск, царь избежал чумы и остался жив. Как вы воспримете такое событие – 
    обычный факт или чудо?
    
    – Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, второй сын Дмитрия Донского, – 
    один из главных персонажей вашей книги. Расскажите подробнее об этом 
    незаурядном человеке.
    
    – Подробно не получится, для этого понадобится не абзац, а еще одна книга. 
    Собственно, этим я сейчас и занимаюсь – заканчиваю работу над «Юрием 
    Звенигородским». По сути это продолжение «Саввы Сторожевского». Глубокий 
    старец и молодой князь (чуть более 20 лет) строили уникальную цивилизацию, 
    которую можно назвать Звенигородской Русью, на двух соседних холмах – 
    светском (кремль – Городок) и духовном (Саввино-Сторожевский монастырь). Так 
    и эти две книги будут фактически двухтомником. Рассказ о двух жизнях, 
    связанных одной идеей, увы, не осуществленной. Князь Юрий, русский Медичи, 
    был прекрасным воином, покорителем Волжской Булгарии, самым богатым 
    человеком той Руси, знатоком искусств, основателем вместе с Саввой нового 
    раннемосковского стиля в архитектуре. Они пригласили и выпестовали молодого 
    Андрея Рублева. Благодаря преподобному Савве и Юрию появились и 
    Звенигородский чин (знаменитый «Русский Спас» висит в Третьяковке), и 
    «Троица». В двух словах об этом не расскажешь.
    
    – Как встретила книгу Русская Православная Церковь?
    
    – Только что в Пензе прошел фестиваль православных СМИ. Я был поражен, когда 
    узнал, что во вступительном слове архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет 
    обильно цитировал мою книгу, упоминая о 600-летии кончины преподобного Саввы 
    Сторожевского. Вот вам и ответ. Я бы не взялся за такую работу, не получив 
    благословения. Но с самого начала говорил, что буду писать только правду, 
    даже если она не всегда лицеприятна. Насколько я знаю, книга продается в 
    Саввино-Сторожевском монастыре, а Патриарх как настоятель этой обители дарит 
    ее всем, кому близки идеи русской святости.
    
    – Усматриваете ли вы параллели изображенного в книге исторического 
    периода с современностью?
    
    – Еще как. Перед человеком всегда стояли одни и те же проблемы. И главная из 
    них – как прожить жизнь и что такое смерть. По сути это поиски Истины. 
    Поэтому искания и борения тех времен абсолютно идентичны нашим. Актуальность 
    жития Саввы Сторожевского налицо. Но не менее важны сегодня его 
    государственные и социальные идеи. Например, ему принадлежит прекрасное 
    определение нравственного правления страной – «благочестивое княжение». Это 
    совет всем тем, кто стоит у кормила власти. Вот он: «Тот, кто помогает 
    слабым, достигнет высших благ». Высшие блага сильно отличаются от 
    общепринятых, материальных. Мы сегодня забываем о стариках и детях, как 
    будто их не существует. А значит, уходим от того главного, ради чего живет 
    человек и существует государство. Жаль, что с нами сейчас нет Саввы 
    Сторожевского. С такими старцами можно было бы очень грамотно построить не 
    только Звенигородскую, но и нынешнюю Россию.
    
    Беседовали Валерий ИВАНОВ и Мария ПУПШЕВА
    Фото Виктора МИНЕНКОВА
 
    
    
    ВИДЕНИЕ В ЗВЕНИГОРОДЕ
    
    Заступник, страж, хранитель, кормчий и устроитель – все эти «эпитеты» 
    вполне подходят к образу Саввы Сторожевского. Одним из своеобразных 
    доказательств этому может послужить совершенно необыкновенная, но при этом 
    также совершенно реальная история, которая произошла в Звенигороде во время 
    Отечественной войны 1812 года. Современник военных действий при нашествии 
    французов описывал необычайные события так: «Принц Евгений Богарне, пасынок 
    Наполеона, вице-король Италийский, двадцатитысячным отрядом подошел из 
    Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты 
    рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и 
    святых икон... Однажды вечером принц Евгений лег и уснул и вот наяву или во 
    сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то 
    благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать 
    монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты 
    возвратишься в свое отечество целым и невредимым»... Генерал Богарне 
    проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где 
    увидел икону с ликом Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного 
    гостя...
    
Дальнейшее 
    достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского 
    старца. Французы если и грабили монастырь, то не разорили собор с мощами 
    святого. Храм по приказу генерала был закрыт, опечатан и окружен стражей...
    В итоге Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, 
    который остался жив в этой войне и даже не получил ранений ни в одной из 
    последующих битв. Современник писал по этому поводу следующее: «Почти все 
    маршалы, бывшие с Наполеоном, погибли или в сражениях, или насильственною 
    смертью. Мортье, взрывавший во время выступления французов из Москвы наш 
    Кремль, сам был взорван адскою машиною, которая направлена была на короля 
    Людовика-Филиппа, когда он делал смотр войскам своим в Париже; Жюно умер в 
    сумасшествии; Ней и Мюрат расстреляны; Бертье бросился с балкона своего 
    замка в Бамберге; маршал Бессьер убит под Люценом в кавалерийском деле; 
    маршалы Дюрон и Понятовский также убиты в сражениях... Ни в одном сражении 
    принц не был ранен; слова старца сбылись: он возвратился благополучно в 
    отечество и даже после падения Наполеона остался всеми любим и уважаем».
    Но на этом удивительная история не заканчивалась. У нее было необычное 
    продолжение и завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну 
    фразу, которую услышал он от далекого русского старца Саввы: «Твои потомки 
    будут служить России». В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – 
    Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Именно он впервые открыл миру все 
    происшедшее с его отцом. Чуть позднее герцог Максимилиан Лейхтенбергский 
    вместе с императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился 
    мощам Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение 
    великой княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены 
    поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне 
    обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов 
    Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут 
    сейчас в разных странах мира, включая Францию и США. Все они православные и 
    носят русские имена. А преподобного Савву почитают как своего небесного 
    покровителя.
    
    
    Из книги Константина Ковалева «Савва Сторожевский»