Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ Назад          

Еженедельник "Россия" о Савве в ЖЗЛ

 

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Пресс-релиз ЖЗЛ
Житие Саввы: новости
Житие Саввы XVI в.
А.С. Пушкин о Савве
Содерж. книги ЖЗЛ
От автора: книга ЖЗЛ
Загадки Чудотворца
Цари Богоизбранные
Старец А. Мезенец
Дни памяти Саввы
Канон, молитва Савве
Интерфакс о книге
"Россия" о книге ЖЗЛ
Из Российской газеты
Беседа о агиографии
Д.Зелов о книге ЖЗЛ
КК о Савве на KM.TV
ЛитРоссия о книге
ЛитРоссия о книге - 2
Год старца Саввы
Презентация о Савве
Конкурс Дети - Савве
Отзывы о книге ЖЗЛ
Возвращение Саввы

 

Rambler's Top100  

 

ДОСТИГНЕТ ВЫСШИХ БЛАГ 

Еженедельник-газета «Россия» (8-14 ноября 2007 г., стр. 8)

Один из самых почитаемых русских святых

шлет нынешним правителям свой совет из XV века.
 

ПРОЧИТАЕМ - ПОЙМЕМ

 

В этом году отмечается знаменательное событие – 600-летие со дня преставления (кончины) Саввы Сторожевского. Ученик и сподвижник Сергия Радонежского, духовник семьи Дмитрия Донского, он был связан с великими свершениями и переменами на Руси после победы на поле Куликовом. В серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышла книга о Звенигородском чудотворце, «молитвеннике за царей». Ее автор – известный писатель и историк Константин КОВАЛЕВ (Ковалев-Случевский).
 


– Житие Саввы Сторожевского давно известно. Тем не менее вашу книгу называют «сенсационным расследованием». Почему?

– Начнем с того, что еще никто не составлял полного жизнеописания Саввы Сторожевского. Ранее было известно лишь кое что из его жития XVI века, которое я, кстати, перевел на современный язык и поместил в книге для удобства читателей. Одна и та же информация кочевала с сайта на сайт в Интернете – скупая и не совсем достоверная. Поэтому большинство фактов в моей книге – новые даже для тех, кто был знаком с жизнью преподобного. Изменились многие датировки, развенчиваются некоторые мифы. Я рассказываю о духовном подвижничестве и прозорливости Саввы, о той важнейшей роли, которую он сыграл в истории Русской Церкви и русского государства. Преподобный влиял на формирование личности выдающихся людей своего времени, например Андрея Рублева. Я бы сказал так: по значимости Савва Сторожевский входит в число главных русских святых вместе с его учителем Сергием Радонежским и Серафимом Саровским.


– Вам удалось удивить историков, светских и духовных, результатами своих изысканий. Но скудость биографических сведений и персональных отзывов о Савве Сторожевском невозможно восполнить сопоставлениями дат, описаниями военных походов, текстами договорных грамот. Достаточно ли этого для воскрешения облика конкретного человека с его мыслями, чувствами, стремлениями? Ведь и серия называется «Жизнь замечательных людей», а не «замечательных эпох».


– Странный вопрос. Если мы, например, откроем том «ЖЗЛ» о Пастернаке, то заметим, что в нем больше половины страниц посвящено не биографии поэта и не его творчеству, а размышлениям автора о произведениях Бориса Леонидовича. Получается, что это не «жизнь замечательных людей», а «жизнь замечательных идей». Припоминаю также вышедшую когда-то в «ЖЗЛ» книгу о Гомере. Мы вообще почти ничего о нем не знаем. Однако родилось толстое издание. В случае с Саввой Сторожевским ситуация как раз вполне гармоничная: имеется достаточно сведений, чтобы проследить основные этапы его биографии. Другое дело, что есть понятие «житие», а оно – как словесная икона, весьма символичное по жанру и для историка не вполне достоверный источник. Я пытался соединить одно с другим, то есть биографию с житием, так, чтобы это было интересно для читателя. Не думаю, что чем-то удивил историков. Да я и не собирался этого делать. Просто многие факты собрал воедино и посмотрел на них с необычных позиций. Так бывает – нужно чуть-чуть отойти в сторону, чтобы увидеть панораму более отчетливо и во всей красе.
Открытия проявляются сами и неожиданно. Например, такой факт: царю Алексею Михайловичу перед поездкой на войну с поляками привиделся в подмосковной Наре старец Савва. Царь немедленно отправился в Смоленск, взяв с собой икону преподобного. Ну и что, спросите вы? А я вдруг узнаю, что это произошло прямо перед страшной эпидемией чумы, разразившейся в Москве, – погибло множество людей, а в Звенигороде остались всего 17 жителей. Уехав в Смоленск, царь избежал чумы и остался жив. Как вы воспримете такое событие – обычный факт или чудо?


– Князь Юрий Дмитриевич Звенигородский, второй сын Дмитрия Донского, – один из главных персонажей вашей книги. Расскажите подробнее об этом незаурядном человеке.


– Подробно не получится, для этого понадобится не абзац, а еще одна книга. Собственно, этим я сейчас и занимаюсь – заканчиваю работу над «Юрием Звенигородским». По сути это продолжение «Саввы Сторожевского». Глубокий старец и молодой князь (чуть более 20 лет) строили уникальную цивилизацию, которую можно назвать Звенигородской Русью, на двух соседних холмах – светском (кремль – Городок) и духовном (Саввино-Сторожевский монастырь). Так и эти две книги будут фактически двухтомником. Рассказ о двух жизнях, связанных одной идеей, увы, не осуществленной. Князь Юрий, русский Медичи, был прекрасным воином, покорителем Волжской Булгарии, самым богатым человеком той Руси, знатоком искусств, основателем вместе с Саввой нового раннемосковского стиля в архитектуре. Они пригласили и выпестовали молодого Андрея Рублева. Благодаря преподобному Савве и Юрию появились и Звенигородский чин (знаменитый «Русский Спас» висит в Третьяковке), и «Троица». В двух словах об этом не расскажешь.


– Как встретила книгу Русская Православная Церковь?


– Только что в Пензе прошел фестиваль православных СМИ. Я был поражен, когда узнал, что во вступительном слове архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет обильно цитировал мою книгу, упоминая о 600-летии кончины преподобного Саввы Сторожевского. Вот вам и ответ. Я бы не взялся за такую работу, не получив благословения. Но с самого начала говорил, что буду писать только правду, даже если она не всегда лицеприятна. Насколько я знаю, книга продается в Саввино-Сторожевском монастыре, а Патриарх как настоятель этой обители дарит ее всем, кому близки идеи русской святости.


– Усматриваете ли вы параллели изображенного в книге исторического периода с современностью?


– Еще как. Перед человеком всегда стояли одни и те же проблемы. И главная из них – как прожить жизнь и что такое смерть. По сути это поиски Истины. Поэтому искания и борения тех времен абсолютно идентичны нашим. Актуальность жития Саввы Сторожевского налицо. Но не менее важны сегодня его государственные и социальные идеи. Например, ему принадлежит прекрасное определение нравственного правления страной – «благочестивое княжение». Это совет всем тем, кто стоит у кормила власти. Вот он: «Тот, кто помогает слабым, достигнет высших благ». Высшие блага сильно отличаются от общепринятых, материальных. Мы сегодня забываем о стариках и детях, как будто их не существует. А значит, уходим от того главного, ради чего живет человек и существует государство. Жаль, что с нами сейчас нет Саввы Сторожевского. С такими старцами можно было бы очень грамотно построить не только Звенигородскую, но и нынешнюю Россию.

Беседовали Валерий ИВАНОВ и Мария ПУПШЕВА
Фото Виктора МИНЕНКОВА

 


ВИДЕНИЕ В ЗВЕНИГОРОДЕ

Заступник, страж, хранитель, кормчий и устроитель – все эти «эпитеты» вполне подходят к образу Саввы Сторожевского. Одним из своеобразных доказательств этому может послужить совершенно необыкновенная, но при этом также совершенно реальная история, которая произошла в Звенигороде во время Отечественной войны 1812 года. Современник военных действий при нашествии французов описывал необычайные события так: «Принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, двадцатитысячным отрядом подошел из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон... Однажды вечером принц Евгений лег и уснул и вот наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым»... Генерал Богарне проснулся в полном изумлении. Сон был почти явью. Тогда он пошел в храм, где увидел икону с ликом Саввы Сторожевского, и признал в нем своего ночного гостя...
Дальнейшее достойно пера Александра Дюма. Принц Богарне выполнил совет российского старца. Французы если и грабили монастырь, то не разорили собор с мощами святого. Храм по приказу генерала был закрыт, опечатан и окружен стражей...
В итоге Богарне стал едва ли не единственным из французских генералов, который остался жив в этой войне и даже не получил ранений ни в одной из последующих битв. Современник писал по этому поводу следующее: «Почти все маршалы, бывшие с Наполеоном, погибли или в сражениях, или насильственною смертью. Мортье, взрывавший во время выступления французов из Москвы наш Кремль, сам был взорван адскою машиною, которая направлена была на короля Людовика-Филиппа, когда он делал смотр войскам своим в Париже; Жюно умер в сумасшествии; Ней и Мюрат расстреляны; Бертье бросился с балкона своего замка в Бамберге; маршал Бессьер убит под Люценом в кавалерийском деле; маршалы Дюрон и Понятовский также убиты в сражениях... Ни в одном сражении принц не был ранен; слова старца сбылись: он возвратился благополучно в отечество и даже после падения Наполеона остался всеми любим и уважаем».
Но на этом удивительная история не заканчивалась. У нее было необычное продолжение и завершение. Родственники Богарне сохранили в памяти еще одну фразу, которую услышал он от далекого русского старца Саввы: «Твои потомки будут служить России». В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лейхтенбергский. Именно он впервые открыл миру все происшедшее с его отцом. Чуть позднее герцог Максимилиан Лейхтенбергский вместе с императорской семьей посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам Саввы, как и обещал своему отцу. В том же году он сделал предложение великой княжне Марии Николаевне, дочери Николая I. После свадьбы молодожены поселились в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. Так потомки Богарне обосновались в России. Из-за событий 1917 года семье герцогов Лейхтенбергских пришлось уехать за границу, их дети, внуки и правнуки живут сейчас в разных странах мира, включая Францию и США. Все они православные и носят русские имена. А преподобного Савву почитают как своего небесного покровителя.


Из книги Константина Ковалева «Савва Сторожевский»

 

ГЛАВНАЯ | HOME PAGE | Пресс-релиз ЖЗЛ | Житие Саввы: новости | Житие Саввы XVI в. | А.С. Пушкин о Савве | Содерж. книги ЖЗЛ | От автора: книга ЖЗЛ | Загадки Чудотворца | Цари Богоизбранные | Старец А. Мезенец | Дни памяти Саввы | Канон, молитва Савве | Интерфакс о книге | "Россия" о книге ЖЗЛ | Из Российской газеты | Беседа о агиографии | Д.Зелов о книге ЖЗЛ | КК о Савве на KM.TV | ЛитРоссия о книге | ЛитРоссия о книге - 2 | Год старца Саввы | Презентация о Савве | Конкурс Дети - Савве | Отзывы о книге ЖЗЛ | Возвращение Саввы