Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

На стр. "Жития святых"

Евдокия Дмитриевна - св. Евфросиния Московская

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Николай Чудотворец
Георгий Победоносец
Дмитрий Донской
Евдокия - Евфросиния
Савва Сторожевский
Дмитрий Красный
Вячеслав Чешский
Анна Кашинская
Владимир - князь
Екатерина мученица
Елизавета Федоровна
Ксения Петербургская
Людмила Чешская
Мария Магдалина
Богородица Скорбящая
Матрона Московская
Нина святая
Ольга - княгиня
Тамара - царица
Царственные мученики

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

 

Константин Ковалев-Случевский

Великая княгиня Евдокия (в монашестве Евфросиния),

вдова великого князя Дмитрия Донского,

святая благоверная, преподобная

  

По Житию она родилась в 1353 году и «день в день» с будущим ее сыном Юрием — 26 ноября. Родители Евдокии были именитые — великий князь Суздальский Дмитрий Константинович и Василиса Константиновна, княжна Ростовская и Борисоглебская.

Небольшого роста (теперь известно, что не более 155 сантиметров), юная красавица, нареченная «Благоволением» (на греческом — Евдокия), была хорошо знакома с митрополитом Алексием и племянником Сергия Радонежского — Федором. А позднее станет духовной дочерью и еще одного известного русского святого подвижника — преподобного Саввы Сторожевского.

Образована она была еще с детства, и весьма изрядно. Князь Дмитрий Константинович Суздальский покровительствовал образованности и тщательно вел летописание всех событий. Именно благодаря ему и его задумкам появилась и сохранилась для нас знаменитая Лаврентьевская летопись (от имени монаха Лаврентия, ее переписавшего), помогающая ныне восстановить последовательность событий той эпохи.

Когда брак с Московским князем Дмитрием Ивановичем состоялся, а случилось это в году 1366-м, невесте было всего 13, а жениху — 15 лет. Жили они счастливо, и детей у них было много. Правда, не все они рождались крепкими и здоровыми. Но зато это были мальчики — наследники.

С первенцем, например, супругам не повезло. Появившийся на свет в 1369 году Даниил (назван в честь князя Московского и, как предполагается, также крещен Сергием Радонежским) быстро скончался. Зато второй и третий сыновья — Василий и Георгий — составили славу русской истории.

Почти через год после свадьбы — в 1367-м — молодой муж как раз словно подарил жене новый каменный Кремль в сгоревшей дотла от неожиданного пожара Москве. Крепость была хоть на славу. Благодаря ей москвичи смогли сдержать два последовавших быстро набега со стороны литовцев. Такого рода укрепление давало защитникам больше надежды, а князю — уверенности в завтрашнем дне. Москва стала одним из образцов того, как надо было выстраивать государственные дела.

Как, впрочем, примером для тех, кого волновали вопросы — как скреплять семейные узы. «Любящего душа в теле любимого... Двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии» — так описывает современник этот брак, ставший образцовым для многих поколений княжеского рода.

У Спасских (тогда Фроловских) ворот нового Кремля Евдокия встречала русское войско, вернувшееся с победой после сечи на поле Куликовом, и своего супруга, прозванного с тех пор Донским. А через два года она чуть было не попадет в плен к ордынцам. Хан Тохтамыш спешил к Москве, чтобы разорить ее. Евдокия только что родила сына Андрея и едва успела покинуть столицу, чтобы попасть к супругу в Кострому.

Известно, что враги, завидовавшие ее счастью, распускали еще при жизни слухи о ней, что во вдовстве она не всегда была «честна». Житие Евдокии рассказывает, что сплетни эти «смутили» даже ее сыновей. И вот тут ей пришлось единственный раз в жизни открыться перед людьми. Предание поведало нам так: она собрала детей и показала, как под дорогим великокняжеским нарядом она носит тайно вериги: она давно уже приняла обет монашества. «Узнайте, дети мои, истину, — воскликнула вдова Дмитрия Донского, — и да не смущают вас несправедливые обо мне клеветы». Увиденные детьми «очернелое от трудов тело» и «прильнувшая к костям плоть» поразили их так, что они бросились просить у матери прощение и как будто бы услышали мудрые слова, зафиксированные летописцем: «Не верьте внешнему. Один Бог есть судья дел человеческих».

При ее участии произошло чудо 1395 года, когда страшное войско Тамерлана не пошло на Русь. Ведь именно Евдокия послала гонцов во Владимир, чтобы принесли срочно чудотворную икону Владимирской Божией Матери, которая, по летописи, будучи привезена в Москву, защитила ее от ворога, о чем мы подробнее расскажем в дальнейших главах книги. В память об этой встрече иконы в Москве был основан Сретенский монастырь, что ныне на Лубянке.

Не случайно народ признал в Евдокии святую. Канонизирована она была вместе со своим мужем Дмитрием Донским.

Уже в XX веке, когда в конце 1920-х годов были потревожены останки великих княгинь в Московском Кремле и мощи многих из них были перенесены из разрушаемого тогда Вознесенского монастыря в Архангельский собор, произошло вскрытие могилы благоверной княгини Евдокии — инокини Евфросинии. В саркофаге ее, как мы уже говорили, обнаружили обрывки кожаного монашеского пояса, на котором удалось рассмотреть тисненые иконописные изображения православных двунадесятых праздников, включая некоторые к ним надписи. Неправедные действия властей по вскрытию могил, однако, дали возможность исследователям русского средневекового монашества получить свойственную той эпохе редчайшую деталь одеяния ушедшей от мира правительницы Руси. То, что можно было рассмотреть в уникальных случаях разве что только на книжных миниатюрах, теперь появилось через века в виде реальной, не истлевшей от времени вещи.

В настоящее время мощи святой благоверной Евдокии (Евфросинии) выставлены в одном из приделов (св. Уара) Архангельского собора Московского Кремля и к ним (иногда) открыт свободный доступ.

 

Константин Ковалев-Случевский

 

---------------------------------------------------------------

 

Преподобная Евфросиния Московская, благоверная княгиня Евдокия
 

В эпоху преподобного Сергия Радонежского Святая Русь поднималась, строилась, украшалась храмами, укреплялась в православной вере. Пополнялись и ряды великих подвижниц, появились в летописях имена новых русских государственных жен с рассказами об их деяниях. Когда мужчины-воины пахали и воевали, занимались государственными делами, то прикрывали их тыл, стояли за спиной, поддерживали, собирали в дорогу, растили потомков, успокаивали, вдохновляли именно они – Великие Жены России. Православная семья стала крепостью веры, традиции и духа.

Одной из таких подвижниц стала преподобная Евфросиния Московская, в миру – Евдокия, хотя иногда звали ее Авдотьей.

Время от времени две беды терзали русский народ: внутренние распри и внешние завистники. Страшным испытанием оказалось монгольское нашествие, превратившееся в вековое иго. Настало время и Русь стала пробуждаться снова. В это время преподобный Сергий Радонежский сказал: «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… Любовью и единством спасемся».

Заветы преподобного Сергия восприняли как руководство к действию великий князь Дмитрий Донской и его супруга – Евдокия. «Любящего душа в теле любимого... Двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии», – так описывает современник этот брак, ставший образцовым для многих поколений княжеского рода. Князь призвал своих соратников на борьбу с монголами. «И тако сступишася обе силы великия на бой, и бысть брань крепка и сеча зла зело…» – такими словами летописец рассказывал о битве на поле Куликовом. Сильные духом люди верят в победу, среди них не только воины, но также их спутницы жизни. В трудные минуты даже самых великих героев спасает порой простая опора на верность и твердость духа их жен. Евдокия провожала мужа на битву и выходила ему навстречу при возвращении.

Она была в духовном общении со Святителем Алексием, митрополитом Московским. Её духовником был сподвижник преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря святой Феодор. Сам преподобный Сергий был крестным отцом двоих её детей. Евдокия жила с мужем своим – великим князем Димитрием Иоанновичем, также прославленным церковью в лике святых, до его кончины, испытывая и преодолевая многочисленные трудности времени, они были счастливы в семье, а потому звали их благоверными. Было у них 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери. Летописи рассказывают, что одного из сыновей она родила во время штурма Москвы ханом Тохтамышем, в огне и пламени сражений. Многие дети великой княгини стали известными людьми в Российской истории.

Старинная книга с текстом "Плача Евдокии"

Государственный исторический музей

 

Именно Святой Евфросинии Московской принадлежат знаменитые слова, записанные потомками, которые прозвучали из ее уст во время кончины мужа: «Крепко, господин мой дорогой, уснул, не могу разбудить тебя! С какой битвы пришел ты, истомившись так?.. Кому уподоблюсь и как себя нареку? Вдовой ли себя назову? Не знаю сама. Женой ли себя назову? Лишилась я царя! Старые вдовы, утешьте меня, а молодые вдовы, со мною поплачьте: вдовье горе тяжелее всех у людей».

При ее участии произошло чудо 1395 года, когда войско Тамерлана не пошло на Русь. Евдокия послала гонцов во Владимир, чтобы принесли чудотворную икону Владимирской Божией Матери, которая и защитила Москву от ворога. В память о встрече иконы в Москве был основан Сретенский монастырь, что ныне на Лубянке.

Перед кончиной в 1407 году она основала знаменитый Вознесенский монастырь в Московском Кремле, где и была похоронена, как и многие затем женщины – правительницы Руси и России. Монастырь не сохранился, но уже принято решение о его восстановлении.

Мощи святой ныне покоятся в приделе св. Уара кремлевского Архангельского собора.

 

Празднование святой совершается 17 (30) мая и 7 (20) июля.
 

Константин Ковалев-Случевский

 

 

 

(Данная публикация является отрывком из книги Константина Ковалева-Случевского "Юрий Звенигородский", вышедшей в серии "Жизнь замечательных людей", в которой впервые во всей полноте собраны и опубликованы все главные биографические сведения о князе Юрии Дмитриевиче и его родителях, выдвинуты десятки гипотез, предложены новые датировки событий; в книге можно узнать многое об основании и строительстве Звенигорода, истории Москвы и Руси XIV-XVII вв.)  

При использовании материалов упоминание автора, ссылка на автора текста или фото,

а также на страницу интернет-сайта обязательны!

  

 

Copyright © All rights reserved. Terms & Conditions / Contacts. Все права защищены. Условия и правила использования / Контакты.