В истории христианства было немало случаев,
когда во время смены власти в разных странах происходили ужасные события,
вплоть до убиения правителей или царствующих особ. Однако в новой и новейшей
истории наиболее запоминающимся событием стало зверское убиение семьи
последнего российского Императора Николая Александровича, совершенное
большевиками в 1918 году. Причем бессмысленность этого злого деяния
обусловлена была тем, что глава семьи уже отрекся от престола и таким
образом не претендовал на возвращение власти. Первоначально убиенную семью и
их иконописное изображение называли Царскими мучениками. Но в определении
Архиерейского Собора 2000 года, прославившего семью Императора, было
записано: «прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и
исповедников Российских». Так появилось новое иконописное изображение,
названное «Царственные страстотерпцы». В их число входят убиенные члены
императорской семьи, святые страстотерпцы: Царь Николай II, Царица
Александра, Царевич Алексий, Великие княжны Ольга, Татиана, Мария и
Анастасия.
Само понятие «страстотерпец» появилось в Посланиях апостола Павла. В одном
из них рассказано о стойкости в перенесении страданий. Такими
страстотерпцами в Русской Церкви стали святые князья Борис и Глеб, Игорь
Черниговский, Андрей Боголюбский и Михаил Тверской. Они не были мучениками
за веру (их обычно сравнивают со страстотерпцами), хотя и погибли от тех,
кто уничтожал сторонников православия. Подвиг страстотерпцев, также как и
мучеников, представляет высокий образец подвижничества и нравственности,
терпения и храбрости. Но разница была учтена и стала важным иконописным
правилом после канонизации. Издревле при изображении страстотерпцев и
мучеников в их правой руке появляются мученические кресты. Поэтому и на
иконах Царственных страстотерпцев у всех членов императорской семьи есть в
руках такие кресты. Как правило, святой Николай и святая Александра держат
один большой крест.
Святой царь-страстотерпец Николай II родился 6 (19 мая) 1868 года в Царском
Селе под Санкт-Петербургом. Он был старшим сыном Императора Александра III и
его супруги императрицы Марии Федоровны (дочери датского короля Христиана
VII). С будущей супругой царевич познакомился в 1884 году, будучи на свадьбе
Великого князя Сергея Александровича. То была сестра невесты, принцесса
Алиса Гессенская, которой было всего 12 лет. Весной 1894 года она прибыла в
Россию, где приняла Православие и получила новое имя – Александра Федоровна.
Затем царевич вступить в брак с принцессой. «В течение пяти лет я молился…
умоляя Его облегчить Алисе переход в православную веру и дать мне ее в
жены», - писал Николай Александрович.
Он взошел на российский престол 20 октября (2 ноября) 1894 года.
Императорская чета являла собой образец настоящей христианской жизни. Их
отношения отличались искренностью, любовью, верностью, состраданием и
взаимопониманием. «Редким семейным счастьем Господь благословил нас, -
отметил в дневнике Николай II, - лишь бы суметь в течение оставшейся жизни
оказаться достойным столь великой Его милости». И они оказались достойны!
У них было пятеро детей. После долгого ожидания Господь подарил им
наследника, Царевича Алексия. Дети воспитывались в простоте и строгости.
Императрица записала: «Долг родителей в отношении детей подготовить их к
жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».
В период царствования Николая II Россия обрела немало новых святых, более,
чем за весь XIX век. Государство достигло расцвета в экономике и сельском
хозяйстве, данные о достижениях долгое время были эталонными для сравнения в
XX столетии. Но потрясения разрушили традиционную Россию. 2 марта 1917 года
Император отрекся от престола. К власти пришли экстремисты, которые
арестовали императорскую семью. Начался их крестный путь на Голгофу. В
августе 1917 года царскую семью повезли под охраной в Тобольск. Затем, в
апреле 1918 года узников переправили в Екатеринбург. В ночь с 3 на 4 июля
(16 на 17) 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга свершилось злодейское
убийство царской семьи.
Многочисленные свидетельства о чудесах и помощи по молитвам к царственным
страстотерпцам известны во всей России. Святые Царственные мученики и
страстотерпцы были канонизированы в 1934 г. (по другим данным в 1938 г.)
Сербской Православной Церковью, в 1981 г. Русской Православной Церковью
Заграницей, а в 2000 г. Русской Православной Церковью.
Празднование святых Царственных страстотерпцев
4 (17) июля, 25 января (7 февраля) или в ближайшее воскресенье после 25
января (7 февраля).
Константин Ковалев-Случевский