Константин Ковалев-Случевский
КАЙМАНЫ, ЧЕРЕПАХИ И ЗАГАДКИ МАЙЯ
Цивилизованный круиз вдалеке от цивилизации
Настоящий
путешественник знает, что такое активный отдых. Особенно - турист, который
готов мчаться на автомобиле или
передвигаться на автобусе, летать на удобных самолетах или спускаться с
вершин на горных лыжах. Но правда ведь, иногда хочется на недельку-другую
забраться в каюту роскошного лайнера и отправиться в круиз по морям и
океанам, что на поверку
является отдыхом спокойным, но не менее активным.
СЕРВИС ПО-АМЕРИКАНСКИ
Кто умеет доводить сервис почти до абсурдного предела? Конечно, американцы.
Товар нужно продать. Пусть даже он сам по себе мало что значит или почти не
нужен, но упаковка должна быть «на все сто». Ну а если и сам товар – высший
сорт, тогда можно считать, что вам повезло больше чем на «сто».
Все это касается и океанских круизов. Наверное, с уровнем сервиса на
лайнерах Holland America Line, Commodore Cruise Line, Ivaran Line и, конечно
же, Carnival Cruise Line, может сравниться лишь конкурирующая с ними Royal
Carribean, круизная компания, лайнеры которой курсируют почти параллельно с
судами вышеперечисленных фирм.
Припоминаю первое впечатление при посадке на лайнер «Celebration» круизной
компании «Carnival» в порту Нового Орлеана. После прохождения довольно
жесткого паспортного контроля (ведь отправляясь в круиз из любого порта США,
вы пересекаете границу государства, то есть, вступая на палубу, вы попадаете
на нейтральную территорию и спуститесь с трапа вы уже в другой стране), я
вышел из здания морского вокзала. Но к моему удивлению моря я не увидел, так
как впереди возвышался гигантский небоскреб. «Придется обходить», - подумал
я, грустно сжимая руками тележку с багажом. Каково же было мое следующее
удивление, когда мило улыбающаяся стюардесса предложила мне войти прямо в
стеклянные двери небоскреба. Это и был круизный лайнер!
Далее началась просто фантастика, сравнимая с романами Азимова или Бредбери.
Вещи мои, как и у всех пассажиров, забрали для проверки (это часть работы «секьюрити»),
потом они преспокойно ожидали меня в каюте. Тут же ко мне приставили
офицера, вернее, симпатичную офицершу, слегка говорящую по-русски (этого не
требовалось, но сервис - есть сервис, ведь я был пассажиром из России),
которая препроводила меня на верхнюю палубу (я даже не успел сосчитать
этажи, которые мы буквально проскочили на скоростном лифте). Там, угостив
меня коктейлем типа «пина-колада» она мило комментировала мне все
происходящее на палубе и на берегу, пока лайнер отшвартовывался. Через
десять минут появился сотрудник, говорящий на русском, как на родном. Я был
потрясен. Оказалось, что он танцор из шоу-группы теплохода. Происхождение -
российское, из Питера. Устроился на работу и плавает уже три года. «К чему
такие почести? Да ведь я говорю свободно по-английски», - обратился я к
нему. «Русскому пассажиру требуется русский гид», - последовал ответ.
Ночной светящийся Новый Орлеан, прохладная «пина-колада», свежий влажный
ветерок, палуба гигантского лайнера, русскоговорящий гид и ощущение
предстоящих приключений – все это было поразительно. Как не отметить после
этого добрым словом особый сервис одной из лучших Карибских круизных
компаний.
НЕБОСКРЕБ НА ВОДЕ
О пассажирских туристических лайнерах можно слагать легенды. Не поведать
одну из них я не могу, так как это будет не совсем честно по отношению к
этому роскошному творению рук человеческих.
Каюты, конечно, бывают разных классов. Но даже самая худшая из них, по
правде говоря (и в этом нет ничего антипатриотичного, как раз напротив –
есть к чему стремиться) – лучше любого люкса на отечественном круизе. По
сути, североамериканский лайнер – это отель на воде, или плавающий отель. И
разница между отелем на суше и отелем морским – небольшая. Каюты чуть
поменьше «земных» номеров, лишь пейзаж за окном меняется каждый день. Качка
отсутствует полностью, благодаря величине «посудины». Все остальное –
телевизор, ванная комната и т.д. – как в обычном хорошем отеле.
Каждый год круизные компании спускают на воду все новые и новые теплоходы.
Это стало своего рода спортом: какая фирма построит лайнер больше, уютнее и
фешенебельнее. Правда, за «Титаником» никто не гонится. Есть кое-какие
разумные пределы в величине такого судна.
Надо сказать, что для совершения экскурсии по лайнеру, с целью знакомства,
требуется почти целый день. Поэтому не стремитесь это делать сразу.
Растяните удовольствие на несколько дней, и тогда новые приятные открытия
будут ждать вас в течение плавания.
На лайнере «Celebration», например, я обнаружил десяток ресторанов,
прекрасную библиотеку, несколько баров, три роскошных бассейна, включая
детский, комнату для курортного лечения, зал спортивных снарядов, детский
сад с игровыми комнатами (счастье для родителей!), роскошное казино и
наконец, концертный зал почти на полторы тысячи мест, с удобными столиками
для выпивки и закуски, вместо обычных рядов кресел. Еда окружала меня все
время плавания, и «приложиться» к ней можно было в любое время суток.
Качество еды, особенно за ужинами, которые проходили в ранге «а ля карт»,
было потрясающим. Во время вечерних застолий приходилось платить за вино,
подаваемое к столу. Но что это было за вино!
Каждый день с вечера в каюту приносили свежий выпуск бортовой цветной газеты
для пассажиров, где можно было найти всю, самую свежую информацию о том, что
будет завтра происходить на борту. Но и при этом все равно нужно было
планировать день и выбирать что-то одно, так как мероприятия и события
зачастую совпадали. Если в концертном зале идет шоу, то в другом месте –
розыгрыш «бинго», в одном из баров – турнир по «снукеру», а в кают-компании
в это время аттракцион произведений искусства - и т.д. Про карнавалы, танцы
и кино вообще говорить нечего – дело обычное и постоянное. А вечерние шоу в
большом зале менялись каждый день.
Дважды устраивались очень серьезные ужины в лучших ресторанах, когда
необходима была одежда типа «блэк тай» - смокинг для мужчины и вечернее
платье для женщины. Для американских круизов это обязательно, здесь народ
любит себя показать, вот почему следует взять с собой все эти предметы
обихода для «высшего света».
На круизном корабле не существует денег. Вы попадаете в царство
супер-социализма, быть может даже коммунизма, а вернее сказать, в господство
окончательно победившего американского капитализма. Еще при входе вам выдают
специальную кредитную карточку, на счет которой вы вносите депозит в размере
не меньше 200 долларов США. Далее все расплаты происходят через эту
карточку. Если деньги кончаются, вам об этом обязательно напомнят. Наличные
признаются только в казино, где вас встретят добрая сотня «одноруких
бандитов» – игральных автоматов, столы для блэк-джека, рулетки и все, что
соответствует нормальному игровому заведению. Во время круиза, особенно
ночью, иногда не знаешь чем бы заняться. Но из этого не следует, что надо
стремиться на ту палубу, где располагается казино. В процессе плавания можно
легко расстаться со всей наличностью и даже немного опустошить счета ваших
банковских кредитных карт.
Впрочем, чаевые в конце плавания вам придется отдавать также в виде наличных
денег. Это столь же обязательное дело, как внесение депозита на карточку в
начале круиза. Обслуживавший вашу каюту портье оставит вам на столике
конверт, на котором будет крупным текстом написано: «Не забудьте оставить
чаевые». Как видим, у американцев и тут все поставлено грамотно, безо
всякого стеснения и комментариев. Каков размер чаевых? От ваших «щедрот». Но
принято оставлять по 10 долларов США за день, что, в конце концов, составит
на двоих более 100 долларов. Не чаевые, а настоящая зарплата.
Но самое главное во время плавания это конечно экскурсии и выход на берег.
Как правило, экскурсии в стоимость круиза не включены, чтобы вы были
свободны в своем выборе. На берег всегда можно сойти совершенно бесплатно.
Но за особо интересные поездки иногда приходится платить до 120 долларов за
каждого человека. Впрочем, порой такие экскурсии стоят этих денег. Ведь
когда еще увидишь столько диковинного, как не во время круиза по островам и
местам обитания древних людей.
ВДАЛИ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Круизы бывают разные. Европейские круизы открывают перед туристами красоты и
величие средиземноморской цивилизации, лучших городов Старого Света,
памятники истории и культуры, современную жизнь передовых стран. Но есть
возможность познакомиться с островами и цивилизациями прошлого вдалеке от
крупных городов и поселений, что делает такое плавание особенно
привлекательным и запоминающимся.
Один из таких круизов начинается в Новом Орлеане, городе – родине джаза,
маленькой Европе на американском континенте (впрочем, теплоходы стартуют и
из других южных портов США). И хотя Новый Орлеан считается портом, однако
находится он на берегу вовсе не моря, а реки Миссисипи. Диву даешься, как
гигантские океанские лайнеры доплывают по реке до пристани порта. Вот уж
поистине река – широка, глубока, сильна – луизианская Волга.
Кстати, здесь можно совершить еще один совершенно уникальный круиз по
Миссисипи на старинном колесном пароходике времен Тома Сойера. Нет ничего
любопытнее, как познакомиться со старой доброй Луизианой, стороной, славной
традициями североамериканского юга, усадьбами с колоннами, похожими на
родовое имение Скарлетт из «Унесенных ветром». Такие круизы бывают
однодневными и многодневными. Уверяю, что плавание это совершенно
незабываемо, как любой наш средневолжский маршрут.
Но мы с вами отправляемся вниз по реке, к морю, в круиз по Карибскому
бассейну.
Первый порт, куда заходит лайнер, является весьма цивилизованным городом.
Это Тампа, по другую сторону полуострова Флорида по отношению к Майами.
Неподалеку находится Санкт-Петербург – тезка нашей северной столицы. И уже в
Тампе вы встречаетесь с миром дикой природы, искусно воссозданном в
уникальном парке животного и растительного мира «Busch Gardens».
По сути – это гигантский зоопарк, но особого типа. Животные бродят здесь,
словно на свободе, рядом с людьми. Как по южноафриканским степям «буш»
(отсюда и название парка-сада), по которым гуляют давшие им имя древние
племена бушменов. Нечто похожее мне довелось видеть в знаменитом зоопарке
Сингапура. Диковинные птицы разгуливают вокруг вас повсюду, вырывают у вас
из рук своими довольно опасными клювами бутерброды и другую снедь.
Но кроме этого «Busch Gardens» это еще и парк развлечений, что-то вроде
звериного Диснейленда. Есть тут и паровозики, и канатная дорога, и
монорельс. А главное – множество аттракционов, столь любимых детьми. Одни
лишь русские (по-нашему – американские) горки Кумба и Монти, самые большие в
Америке, наводящие ужас на всех отважных, оглашающие душераздирающими
криками все окрестности, стоят многого.
После всех этих прелестей мы продолжаем плавание, но теперь уже к реальным
островам, далеким от шумной цивилизации.
ЧЕРЕПАХОВЫЕ ОСТРОВА
Русский перевод названия Каймановых островов звучит как Крокодиловые
острова, ведь кайман – по-карибски – крокодил. Однако еще при Колумбе их
назвали Ля Тортуга, что по-испански значило Черепаховые. И недаром. Черепах
здесь видимо-невидимо, всех размеров, вплоть до двух метров в диаметре и до
полтонны весом. Когда видишь их в водах черепаховых ферм, выныривающих и
жадно хватающих открытой пастью свежий воздух, то понимаешь, что эти
рептилии дошли до нас в первозданном виде еще с доисторических времен. Не
приведи Бог упасть в водоем, где разводят этих панцирных ящеров. Они
буквально смогут съесть человека, если будут голодны. Но человек тоже не
прочь полакомиться «черепашинкой».
Черепаховое мясо тут предлагают на каждом шагу. Надо сказать, что недаром
его считают деликатесом. Вкус изумительный. Особо ценен черепаховый суп. А
сувенирами из панцирей заполнены все магазинчики.
Круизный лайнер не может подойти близко к берегу в районе Джорджтауна –
столицы маленького государства. Приходится добираться до земли на катере.
Тут же у пристани можно искупаться. Море настолько теплое, что не отличается
по температуре от воздуха. Купайся – не купайся – не освежает.
Дайвингисты быстренько направляются на стоянку такси и наперегонки стремятся
в бухты, где селятся в маленьких отелях или разбивают лагеря вдоль берега.
Подводный мир здесь также уникален. Кораллы, черепахи, крабы, диковинные
рыбы – всего в достатке. Закон здесь запрещает портить подводное царство, а
потому услуги цивилизации здесь нисколько не умаляют достоинств настоящей,
первозданной, дикой природы.
К ДРЕВНИМ МАЙЯ
На круизном лайнере, конечно, невозможно подплыть прямо к пирамидам майя, но
выйти на мексиканское побережье и отправиться к ним на автобусе –
возможность абсолютно реальная.
Поездка начинается с раннего утра. Путь долгий. Первый вариант – отправиться
в древний город Чичен Итца. Но туда можно долететь только самолетом, причем,
времени в обрез и можно не успеть вернуться на теплоход.
Лучше воспользоваться другим маршрутом. Сначала катером до материка. От
причала пешком до автобусной станции по узким, старинным улочкам маленького
портового городка Плайя дель Кармен с удивительным мексиканским колоритом. А
затем несколько часов на автобусе по заросшим с обеих сторон дорогам до
древнейшего поселения народа майя, названного Тулум. От жары спасает только
автобусный кондиционер. Однако последний километр мы идем пешком. Древние
святыни не терпят суеты.
Чем ближе стена древнего города, тем все сильнее ощущается некоторое
благоговение. Чувство возникает само по себе. И на самом деле, ведь не
каждый день доводится попасть туда, куда еще совсем недавно, казалось, не
удастся приехать никогда.
Побережье Юкатан известно своими древними святынями. Тулум уникален тем, что
многие постройки в нем имели отношение к правительственным зданиям.
Удивительно, но только подойдя совсем близко к главному храму-пирамиде,
вдруг, замечаешь, что город на самом деле расположен на высочайшем обрыве,
нависающем над океаном.
Стоя на крае скалы, осознаешь величие человеческого гения. Шум волн словно
бы рассказывает историю поколений, живших тут. Но, увы, язык океана не
доступен нашему разумению.
Единственное, что может поведать нам о загадочных майя, это настенные
рисунки, сохранившиеся в Тулуме в некоторых постройках. Их энергетика
убаюкивает, а позднее они вспоминаются, как кадры фантастического кино.
Летающие на длинных веревках вокруг шеста мексиканские акробаты, по выходе
из старинного города, уже не кажутся неестественными, а скорее представляют
какое-то уже никому не доступное символическое зрелище, в течение которого,
рискуя жизнью, актеры пытаются добиться нашего понимания.
Сувенирные маски и древние календари майя, которые продают повсюду,
становятся ближе и роднее и уже возникает желание кое-что прикупить на
память. Первым делом хочется обзавестись мексиканским мачете, которым так
ловко рубят кустарники вдоль дорог. Однако разум, наконец, возвращает все на
грешную землю и понимаешь, что с таким мощным холодным оружием вряд ли потом
пустят в самолет или через границу.
Долгий день заканчивается на теплоходе, чтобы поутру снова начаться на
берегу другого мексиканского острова.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ КОЗЮМЕЛ
Так называется остров неподалеку от мексиканского побережья. Надо сказать,
маленький по размеру, Козюмел является наибольшим из островов, принадлежащих
Мексике. Круизные лайнеры, курсирующие по Карибскому бассейну, заходят сюда
перед тем, как отправиться назад, к побережью США.
Может быть это дань древнейшему священному месту народа майя, которым они и
считали этот кусочек земли. Когда сходишь по трапу в Сан Мигеле –
единственном городе-порте острова, – то понимаешь, что попал сюда не
случайно, словно нити судьбы притянули тебя в этот забытый всеми край.
Весь остров считался в цивилизации майя священным алтарем. Вообще майя
появились где-то веков так за 15 до Рождества Христова. Только ближе к нашей
эпохе они начали селиться в этих местах. В 12 веке нашей эры тольтеки
начали, а затем в 16 веке испанцы довершили и уничтожили – и народ, и его
наследие. Небезызвестный Кортес вообще сократил население острова Козюмел с
40 тысяч до трехсот человек.
Однако до сих пор здесь помнят о традициях в древних святилищах майя. Здесь
поклонялись богине плодородия Иксчел, жене главного бога солнца и
прародителя всего сущего Итзамна. Каждая женщина должна была хотя бы раз в
своей жизни совершить паломничество на остров, чтобы сохранить свое
потомство. Особо это касалось бесплодных. И по сию пору по всему острову
разбросаны места археологических раскопок, где находят многочисленные куклы,
которые отдавались в жертву во время ритуала плодородия.
Но больше всего занимают современных туристов на Козюмеле магазинчики, где
торгуют серебром и черными кораллами, а также многочисленные ресторанчики с
типично мексиканской кухней.
По жаре так и хочется окунуться в соленую морскую воду. И перед самой
посадкой на лайнер, я решаюсь на быстрое купание. Ведь это последняя
остановка среди удивительных островов Карибского региона, и скоро уже
теплоход унесет нас обратно, в лоно цивилизации.
Лишь только я отплыл на солидное расстояние от берега, как неожиданно
начался сплошной тропический ливень. И это среди бела дня, в разгар
солнечного зноя. В такой момент не позавидую никому, кто окажется на моем
месте. Ощущение, будто вы полностью, с головой погрузились под воду, так как
дождь льет больше, чем из ведра. Невозможно дышать, воздух будто вытесняется
окружающей снизу и сверху водой. Жутковато. И даже весьма опасно.
Еле добираюсь до берега и прячусь под довольно крепким соломенным зонтиком.
Что-то символическое все-таки произошло со мной на этом загадочном священном
острове. Небо майя показало мне кое-что своими странными излияниями. Правда,
не скажу, что понял – к чему бы все это. Но подобное мистическое завершение
удивительного круиза по Карибским островам с заходом в Мексику надолго
останется в памяти, как образец настоящей роскоши полноценного сервиса и
реальной встречи лицом к лицу с первозданной природой и древними
цивилизациями.
А разве это не важно или малоинтересно для современного путешественника?
См. также:
- Новые маршруты Карибского
моря. Потаенные уголки и небольшие острова
- С ЛАСТАМИ ЗА ПИАСТРАМИ.
Кладоискатели, пираты и бутылка рома. Необычные Карибы.