Константин Ковалев-Случевский:

библиотека-мастерская писателя

‹ Назад

Качество образования
 

Rambler's Top100 ГЛАВНАЯ | HOME PAGE
Качество образования
О рынках Москвы
Проблемы ЖКХ, ТСЖ

 

 

 

 

Rambler's Top100

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ СТРАДАЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

ИЗ-ЗА НЕХВАТКИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

 

Телеканал "ТВ Центр", телепрограмма ДЕЛОВАЯ МОСКВА, 16.08.2005

 

 ВЕДУЩИЙ: Россия теряет пальму первенства в области

 образования. Во всяком случае, в среднем. Если еще десять лет

 назад любой выпускник нашей школы мог дать фору сверстнику из-за

 рубежа, то сегодня пора бить тревогу. По мнению экспертов,

 качество образования ухудшается в первую очередь из-за нехватки

 школьных учебников. Именно об этом речь пойдет в беседе писателя Константина   Ковалева (Константина Ковалева-Случевского) с председателем комитета по образованию и науке Николаем Булаевым.

 КОРР.: Даже в голодные послевоенные времена, когда у

 школьников в нашей стране не было хорошей обуви, одежды и питались

 впроголодь, они всегда имели бесплатные учебники. Ими детей

 обеспечивало государство, понимая, что массовое образование -

 залог процветания в будущем. Похоже, от этих высоких достижений и

 хороших традиций мы готовы отмахнуться в одночасье. Теперь

 финансирование изданий специальной литературы будет осуществляться

 не из федерального, а из местных бюджетов. А ведь их наполняемость

 в каждом регионе разная. Если одни находят средства на учебники и

 бесплатную выдачу, то в других собирают деньги с родителей. Дети

 же из бедных семей часто вовсе остаются без необходимых книжек.

 Вот что говорят точные цифры - жителям Московской области повезло

 больше других - здесь на выпуск учебной литературы за первый

 квартал этого года выделено 30 миллионов рублей. Во Владимирской

 значительно меньше - всего 5 миллионов. А в Воронежской бюджета и

 вовсе нет. В России обеспеченность специальной литературой

 составляет сегодня 80 %, это каждый пятый ребенок школьного

 возраста. В некоторых регионах учебные пособия недоступны почти

 половине жителей. Выходит, каждый второй ребенок лишен возможности

 - получать полноценное образование. Более того, основная часть

 учебников, которые сейчас в ходу, отслужила положенный срок, а

 четверть и вовсе морально устарела. Усугубляет положение и

 законодательный прессинг на издателей. Отменены льготы на прибыль,

 введен 10 % налог на добавленную стоимость. Есть серьезные

 опасения, что для очень многих в нашей стране учебники превратятся

 в недоступную роскошь.

Константин КОВАЛЕВ:

Вот такая проблема возникла сегодня и она может быть стратегически очень важна для России, потому что страна, которая не думает о будущем, этого будущего – не получит.

Николай БУЛАЕВ, председатель комитета Госдумы РФ по образованию и науке:

Федеральный бюджет по сути никогда не

 финансировал приобретение учебников для детей. Школам выделялись

 деньги, но эти деньги никогда не приходили из федерального центра

 напрямую. И это всегда были деньги регионов. Я не снимаю

 обязательств с федерального центра по решению этой проблемы. На

 самом деле проблема острейшая. Когда мы называем Московскую

 область, то там 30 миллионов рублей выделено на приобретение

 учебников, опечалю - 30 миллионов это 1,7 учебника на одного

 ученика. И это один из самых низких показателей по России. У нас

 есть 4 региона, где за счет бюджетных денег приобретается более

 трех учебников, от трех до пяти.

 Константин КОВАЛЕВ: Вот и прозвучали цифры, что 1/5, то

 есть 20 % учащихся вообще не имеет учебников. Это нормально? Так

 должно быть? То есть, всегда есть «усушка и утруска», какой-

 то процент учеников вообще ничем не обеспечен.

 Николай БУЛАЕВ: Я думаю, что отсутствия учебников, такой

 статистики быть не должно. Это неправомерно. Когда мы говорим об

 обязательности и доступности, тем более, общего бесплатного

 образования, не должно существовать ситуации, когда у человека, у

 ученика нет учебников. Это значит, что он не может учиться. Мы

 должны определить для себя и ответить на простой вопрос простой и

 ясный. Бесплатность образования. Что в это понятие включается?

 Включается ли сюда обязательства государства, региона по

 приобретению учебников для школьников. Если это входит в норму

 бесплатного образования, то тогда получается, что абсолютное

 большинство регионов конституционные нормы не выполняет. Более 80

 регионов выделяют какие-то деньги на приобретение учебников, но мы

 за эти бюджетные деньги можем приобрести от 0,1 учебника на одного

 человека до одного учебника. То есть, сами бюджетные деньги на

 сегодняшний день решающего значения не играют.

 Константин КОВАЛЕВ: Но ведь раньше все-таки, неважно какая

 схема обеспечения была, школьнику давали бесплатный учебник. Ведь это же было.

 Николай БУЛАЕВ: Это было, и это должно быть на мой взгляд. Бесплатность образования включает в себя наличие бесплатного учебника.

 Константин КОВАЛЕВ: Тогда кто же все это будет контролировать?

 Николай БУЛАЕВ: В данном случае, если мы возьмем с Вами

 сегодня существующую законодательную базу, где четко и ясно

 прописано - это полномочия региональной власти, регионального

 бюджета. Есть и другие вещи, о которых нам тоже должны говорить -

 а какой учебник имеет школьник на сегодняшний день. Позволяет ли

 этот учебник получить то образование, которое делает его

 конкурентом на нынешнем рынке, на рынке труда. И это еще одна

 большая проблема.

 Константин КОВАЛЕВ: Я хотел бы поговорить именно об этой

 проблеме, после того, как мы посмотрим очень важный материал,

 связанный с опросом людей, которые так или иначе озабочены тем,

 что им теперь необходимо платить за учебники. Давайте его

 посмотрим.

 - Детям учебники покупать нужно, а зарплаты то нет.

 - Это очень тяжело, мало того, что нас со всех сторон

 обобрали, еще и до детей добрались, а детям вообще некуда

 деваться. Ни питания, ни учебников, ничего абсолютно.

 -Отношение халатное государства к народу. В этом все дело. Им

 безразлично, как наши дети будут завтра учиться, что с населением

 будет завтра.

 -Это очень дорого, у нас на 2000 учебников.

 - Федеральный бюджет обязательно должен выделять хоть какие-

 то на это средства, потому что учебники очень сейчас дорогие. Дети

 занимаются по разным программам, то есть передавать из рук в руки

 тоже не всегда приходиться. Я думаю, что у нашего государства

 сейчас есть достаточно денег, чтобы наши дети пользовались

 бесплатными учебниками.

 Константин КОВАЛЕВ: В связи с этим возникает еще проблема определенного

стандарта. Учебник раньше был один на все школы, теперь их

 некоторое количество, они разные. Но ведь у нас до сих пор не утверждены

 какие-то стандарты, чтобы кто-то мог реально говорить о том, что

 вот да, это хороший учебник. Есть кто-то, кто может это оценить?

 Николай БУЛАЕВ: Есть, конечно. Экспертный совет. Сегодня есть

 федеральный совет по учебникам, а есть Минобрнауки, который каждый

 год утверждает перечень учебников. Или допущенные или

 рекомендованные к тому, чтобы их можно было применять в школе. Вот

 мы недавно в Думе рассматривали два законопроекта, касающиеся этой

 проблемы. В этих законопроекта по-разному, но решалась одна

 проблема. Несколько проблем существует, но решалась, в том числе и

 проблема участия Федерального центра в софинансировании. Без

 этого, на мой взгляд, говорить о том, что у нас есть федеральный

 компонент, есть федеральный комплект учебников. Так вот на мой

 взгляд федеральное софинансирование оно должно быть. Оно

 опосредованно есть. Через трансферты регионам, по-разному.

 Константин КОВАЛЕВ: Эти законопроекты так и не были приняты. А меня интересует вот что – предположим, какой-то регион не выполнил задачу, и дети остались без учебников, кто-нибудь им эти учебники оплатит? То есть,

 федеральный центр хоть как-то в этом будет участвовать или он бросит

 это на произвол судьбы?

 Николай БУЛАЕВ: Должна быть система взаимоотношений на

 сегодняшний день. Должны быть расставлены приоритеты, в том числе

 в использовании региональных бюджетов. Сегодня абсолютное

 большинство регионов - дотационные. Они получают солидные суммы

 через трансферт, через субсидии, через субвенции. Куда потратить

 эти деньги определяет регион. И когда мы видим, что в целом по

 стране для того, чтобы школьников обеспечить учебниками всех нужно

 приблизительно 6-7 миллиардов рублей, может быть я чуть-чуть

 ошибаюсь, но это финансово-экономическое обоснование к тем

 законопроектам, которые были. Может быть, там сейчас 7-8

 миллиардов рублей. Эта цифра для консолидированного бюджета

 совершенно ничтожна. Если мы называем, что сегодня 30 миллионов

 регион направил на приобретение учебников, и опять посмотрим, что

 это составляет в целом от бюджета региона - это ничтожная сумма в

 0,1 %. То есть получается, что для того, чтобы решить проблему

 учебников в регионе, нужно просто поставить перед собой такую

 проблему. Обозначь ее как приоритетной для решения, и выделить из

 бюджета деньги в том объеме, в котором необходимо. И пока мы не

 будем спрашивать с каждого уровня власти за исполнение своих

 конституционных обязательств, а в данном случае по конституции,

 еще раз подчеркиваю, бесплатность, недоступность гарантирована, и

 ответственность регионов здесь должна быть.

 Константин КОВАЛЕВ: Но все-таки стыдно для такого огромного государства, имеющего на сегодняшний день от нефти такой гигантский Стабилизационный фонд, не использовать для местного бюджета 0,1 % для того, чтобы просто купить детям учебники. Разве это действительно не стыдно? Не совестно?

Николай БУЛАЕВ: Если говорить о моральных аспектах это на самом деле так. Но есть еще такие аспекты чисто финансовые, бухгалтерские. Вот подход этот для меня неприемлем, но я вынужден ими руководствоваться. Есть бюджетный кодекс.

Константин КОВАЛЕВ: Это понятно. Говорят, что там инфляция и все такое. Извините, я Вас перебью. Очень важная тема и мне бы хотелось успеть ее затронуть. Эти деньги, которые так или иначе выделялись или, как Вы говорите, опосредованно, но все-таки доходили до школы, уплачивались тем, кто издавал учебники. То есть, издателям. В какой-то степени, как говорят, тут тоже был свой криминальный бизнес. Были определенные люди или издательства, которым уходили большие средства, которые оккупировали издание учебников, издавали их миллионными тиражами и зарабатывали на этом большие деньги. Это никак не стало тормозом для того, чтобы все-таки оставить бесплатность учебников?

Николай БУЛАЕВ: Это многоаспектно. Бороться с коррупцией -

 это дело правоохранительных органов. Наша задача обеспечить

 каждого школьника учебниками. И сейчас в комитете специально

 создана рабочая группа над новым законопроектом о школьном

 учебнике. Я надеюсь, что нам все-таки удастся доказать и убедить,

 в том числе Минфин и правительство в целом, что участие

 федерального центра в софинансировании должно быть более четким и

 ясным. А ответственность в регионах должна быть конкретной. За то,

 что где-то в школе конкретный ученик не получил учебник, мы должны

 за это назначить ответственность. Это ненормально, это нарушение

 Конституции.

 Константин КОВАЛЕВ: Когда этот законопроект вы хотите внести?

 Николай БУЛАЕВ: Мы надеемся, что мы подготовим его к осени.

 Константин КОВАЛЕВ: Нас как всегда ждет очередное 1 сентября. Как у Вас ощущение, что нас ждет, когда дети снова пойдут в школу? Что у них будет с учебниками?

 Николай БУЛАЕВ: Я думаю, что будет тоже самое, что было каждый год. Мы имеем сегодня некую величину, которую выделяем из бюджета и есть привычка родителей, есть уже безысходность родителей, покупать учебники, выделять деньги на учебники. Есть категория людей, для которых приобретение учебников не обременительно. Ну, есть семьи, которых мы обязаны обеспечить, потому что там нет денег на учебники. И поэтому в данном случае, конечно, те регионы, которые используют приобретение учебников не просто как для массы, для всех, а для детей из малообеспеченных

семей - вот эти приоритеты, эти как бы нормы, те, что реализуются в регионах, на мой взгляд, они сегодня должны быть нами использованы.

Константин КОВАЛЕВ: Но Вашими союзниками и помощниками будут вот эти миллионные семьи, которые мы видели сейчас на экране, представители которых говорили о том, что у них есть проблемы, и что у них нет денег на учебники. И таких большинство. Они ваши союзники в продвижении этого законопроекта. И чем быстрее он будет выдвинут и принят, тем лучше будет, мне кажется, для всех.

 

Источник: Мониторинг телерадиоэфира, Агентство WPS, Москва.

 

 

 

Locations of visitors to this page

 

ГЛАВНАЯ | HOME PAGE | Качество образования | О рынках Москвы | Проблемы ЖКХ, ТСЖ